Крамольные идеи, изложенные в этой
статье, - они и есть крамольные,
но других пока нет и,
может быть, не будет.
А впрочем... Все бывает.
Н. П. Бехтерева
ХХ век оказался веком взаимообогащающих
изобретений и открытий в самых разных областях.
Современный человек прошел путь от букваря до
Интернета, но тем не менее не справляется с
организацией сбалансированного мира. Его "биологическое"
во многих уголках мира, да иногда и глобально
торжествует над разумом и реализуется агрессией,
такой выгодной в малых дозах, как активатор
возможностей мозга, такой разрушительной в
больших. Век научно-технического прогресса и век
кровавый... Мне кажется, что ключ перехода от века
кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под
несколькими механическими защитами и оболочками,
на поверхности и в глубине мозга человека...
ХХ век внес много ценного в копилку
фундаментальных знаний о мозге человека. Часть
этих знаний уже нашла применение в медицине, но
сравнительно мало используется в воспитании и
обучении. Человек как индивидуум уже пользуется
достижениями фундаментальных наук о мозге.
Человек как член общества имеет еще мало "профита"
и для себя и для общества, что связано в большой
мере с консерватизмом общественных устоев и
трудностью формирования общего языка между
социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в
виду перевод достижений в изучении
закономерностей работы мозга с языка
нейрофизиологии в приемлемую для воспитания и
обучения форму.
Попробуем же разобраться, находимся ли мы "на
пути" к мистической мудрости "Шамбалы" (сказочная
страна мудрецов в Тибете. - Прим. ред.), если
находимся, то где? Единственный надежный путь к
необходимой и достаточной мудрости в
межличностных, личностно-общественных и
межобщественных отношениях, рационально-реальный
путь к "Шамбале" лежит через дальнейшее
познание законов работы мозга. Путь к этому
знанию человечество прокладывает совместными
усилиями нейрофизиологии и нейропсихологии,
укрепленных сегодняшними и завтрашними
технологическими решениями.
ХХ век унаследовал и развил данные и
представления о базисных механизмах работы
мозга (Сеченов, Павлов), в том числе и мозга
человека (Бехтерев). Комплексный метод изучения
мозга человека и технологический прогресс в
медицине в ХХ веке принес и наиболее крупные
достижения в познании принципов и механизмов
работы мозга человека. Сформулированы формы
организации мозгового обеспечения
интеллектуальной деятельности человека,
надежности функционирования его мозга,
механизма устойчивых состояний (здоровья и
болезни), показано наличие в мозгу детекции
ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья,
обнаружены разные механизмы собственной защиты
мозга. Значение этих открытий для понимания
возможностей и ограничений здорового и больного
мозга трудно переоценить.
Возможности мозга интенсивно изучаются и будут
изучаться, на пороге стоит задача открытия (или
закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов.
Мозг человека заранее готов ко всему, живет как
бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя.
Что же мы знаем на сегодня о тех условиях, тех
принципах, на основе которых реализуются не
только возможности, но и сверхвозможности мозга
человека? И что же такое его защитные механизмы,
сверхзащита, а может быть, и запреты?
Однажды - а во сверхускоряющемся беге времени,
пожалуй что и давно - уже больше тридцати лет
назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, мой
сотрудник Владимир Михайлович Смирнов увидел,
как больной буквально на глазах стал раза в два
"умнее" в два с лишним раза возросли его
способности к запоминанию. Скажем так: до
стимуляции этой, вполне определенной точки мозга
(знаю, но не скажу какой!) больной запоминал 72
(то есть в пределах нормы) слов. А сразу после
стимуляции - 15 и больше. Железное правило: "каждому
данному больному - только то, что именно ему
показано". Мы не знали тогда, как "вернуть
джинна в бутылку", и не стали с ним заигрывать,
а активно подтолкнули к возвращению - в интересах
больного. А это была искусственным образом
вызванная сверхвозможность человеческого мозга!
О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это,
прежде всего, врожденные свойства мозга,
определяющие наличие в человеческом обществе
тех, кто способен находить максимум правильных
решений в условиях дефицита введенной в сознание
информации. Крайние случаи. Люди такого рода
оцениваются обществом как обладатели талантов и
даже гении! Ярким примером сверхвозможностей
мозга являются разные творения гениев, так
называемый скоростной счет, почти мгновенное
видение событий целой жизни в экстремальных
ситуациях и многое другое. Известна возможность
обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых
языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются
почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным
количеством. В жизни не только таланта, но и так
называемого обычного человека временами
возникают состояния озарения, и иногда в
результате этих озарений в копилку знаний
человечества ложится много золота.
В наблюдении В. М. Смирнова приведено как бы
обратное событие по сравнению с теми, о которых
упоминается далее, однако, может быть, в нем есть
и ответ на еще не сформулированный здесь вопрос к
мозгу: что же и как обеспечивает
сверхвозможности? Ответ и ожидаемый и простой: в
обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей
важнейшую роль играет активация определенных, а
вероятно, и многих мозговых структур. Простой,
ожидаемый, но - неполный. Стимуляция была
короткая, феномен "не застрял". Мы все тогда
так боялись возможной платы мозга за
сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь
они были здесь раскрыты не в реальных условиях
озарения, а полууправляемо, инструментально.
Таким образом, сверхвозможности бывают
исходные (талант, гений) и могут при определенных
условиях оптимального эмоционального режима
проявляться в форме озарения с изменением режима
(скорости) времени и в экстремальных ситуациях
тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И,
что самое важное в наших знаниях о
сверхвозможностях, они могут формироваться при
специальном обучении, а также в случае
постановки сверхзадачи.
Жизнь столкнула меня с группой лиц, которые под
руководством В. М. Бронникова обучаются многому,
в частности видеть с закрытыми глазами. "Мальчики
Бронникова" получили и демонстрируют свои
сверхвозможности, приобретенные в результате
планомерного длительного обучения, осторожно
раскрывающего способности к альтернативному (прямому)
видению. При объективном исследовании удалось
показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое
обучение проявляет условно-патологические
механизмы, работающие на сверхнорму. "Условно-патологические",
по-видимому, в условиях собственных, специальных
мозговых механизмов защиты.
Количественное накопление данных о
возможностях и запретах мозга, о двуединстве - по
крайней мере многих, если не всех его механизмов,
- сейчас на грани перехода в качество - на грани
получения возможности целенаправленного
формирования человека сознательного. Однако
переход от познания закономерностей природы к
разумному пользованию ими не всегда быстрый, не
всегда легкий, но всегда тернистый.
И все же, если подумать об альтернативах - жизнь
в ожидании нажатия кнопки ядерного чемодана,
экологической катастрофы, глобального
терроризма, понимаешь, что, как бы ни был труден
этот путь, он - наилучший: путь формирования
человека сознательного и, как следствие,
общества и сообществ людей сознательных. А
формировать человека сознательного можно только
на основе знания принципов и механизмов работы
мозга, его возможностей и сверхвозможностей,
механизмов защиты и пределов, а также понимания
двуединства этих механизмов.
Назад | Вперед
Написать комментарий
|