В канун 40-летия первого полета человека в космос в Президиуме Российской академии наук собрались журналисты, пишущие о проблемах науки,и молодая поросль - студенты журфака МГУ и школьники-юнкоры. Они пришли на встречу с академиком Олегом Георгиевичем Газенко.
Неутомимый ученый-исследователь, он один из тех,кто отправлял в космос первых живых существ,
готовил полет Юрия Гагарина и экипажи последующих длительных космических экспедиций. Двадцать лет О. Г. Газенко возглавлял Институт медико-биологических проблем (ныне
Государственный научный центр РФ - Институт медико-биологических проблем РАН), где разрабатывают средства и системы жизнеобеспечения пилотируемых кораблей и космических станций. Разговор шел об истории воздухоплавания, авиации и космонавтики, о том,как закладывались основы безопасности космических полетов, без которых все наши выдающиеся достижения в пилотируемой космонавтике были бы просто невозможны.
Это не первая публикация Олега Георгиевича Газенко в нашем журнале - их более десятка. Он пришел в "Науку и жизнь" ровно 40 лет назад, еще кандидатом медицинских и биологических наук, и с тех пор остается бессменным членом нашей редколлегии, а теперь - редакционного совета.
 |
Академик О. Г. Газенко в минуту отдыха у макета
космического корабля "Восток"
 |
О. Г. Газенко в лаборатории, где идет подготовка
к запуску космического аппарата с животными на борту.
Издавна люди стремились открыть для себя окружающий мир. Очень образно сказал об этом
древнегреческий поэт Овидий: "Человеком движет стремление дотянуться рукой до неба!". В этих словах еще нет конкретной цели, но есть естественное желание познавать, открывать новые горизонты. Чтобы прийти к тем результатам,которые человечество получило полвека назад,
потребовалось очень много усилий. Ни одно сколько-нибудь существенное достижение
цивилизации не падало на нас как манна с небес. Каждое техническое достижение требовало
накопления знаний и только потом становилось реальностью.
По-видимому, первый опыт человека в освоении воздушного океана относится к 1783 году. Тогда два
француза - братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье - создали первый воздушный шар, наполненный горячим воздухом. Легенда такая: однажды Жозеф Монгольфье увидел, как у проходившей мимо камина супруги вздулся ее шелковый пеньюар, и это навело его на мысль, что
наполненный горячим воздухом шар может подняться ввысь. На самом деле не наблюдение у
камина привело Монгольфье к идее полета. Дело в том, что к тому времени уже накопились
достаточные физические знания, вышли книги (сегодня мы назвали бы их монографиями), которые объясняли свойства воздушного пространства. Более того, на пороге было открытие водорода - газа, которым вскоре начали наполнять воздушные шары.
Поскольку Монгольфье были фабрикантами, а значит, людьми состоятельными, они смогли
истратить некоторое количество денег на удовлетворение собственного любопытства. Братья
спроектировали и построили небольшой шар, способный, как они считали, поднять в воздух
человека. Нашлись добровольцы, готовые отправиться в полет. Одним из них был врач Пилар
де Розье, он держал аптеку под Парижем. Но в те времена, впрочем, как и теперь, все крупные
мероприятия контролировались властями, и тогдашний король Франции Людовик ХVI распорядился не рисковать человеческой жизнью, а сначала провести "биологический эксперимент".
Наверное, он выражался иными словами, но это суть дела не меняет: перед полетом человека нужно было
попробовать поднять в воздух животных. Первыми пассажирами воздушного шара стали баран, утка и
петух. Они улетели невысоко, но все-таки продемонстрировали, что полеты на воздушном шаре,
столь необычные для того времени, неопасны. Правда, петух немного пострадал - он сломал крыло,
но тем не менее все пассажиры благополучно приземлились. Через месяц король дал "добро" на полет Пилара де Розье и маркиза д'Арланда. Так началась эра воздушных шаров.
После того первого полета было много замечательных достижений. В конце ХIХ века люди поднимались на воздушных шарах на недосягаемую до той поры высоту. Один воздухоплаватель взлетел на высоту Эвереста (8800 метров), и это был поразительный результат. Воздухоплаватели
ставили рекорды, но нередко полеты заканчивались трагически. Из-за недостатка кислорода на
большой высоте два аэронавта погибли, а один потерял сознание, но обессиленный все-таки вернулся на землю. Ему повезло.
Почему же рядом с триумфами всегда были трагедии? Дело в том, что, когда люди начинают осваивать неизведанный мир, они недостаточно хорошо представляют условия среды, в которой им предстоит жить и работать. Накопленных знаний и выработанных технических условий, обеспечивающих безопасность полетов, еще недостаточно, и это подчас приводит к несчастьям. Я назову одну цифру, она, конечно же,
ориентировочная. В начале ХХ века за одно только десятилетие в полетах на воздушных шарах погибли
200 человек.
Назад | Вперед
Посмотреть комментарии[2]
|