Концепцию свободно летающего космического корабля (СЛК) для
проведения астрономических исследований разработали
специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" и
Астро-космического центра (АКЦ) Физического института
Российской Академии наук. Идея такого космического корабля,
способного выполнять длительные полеты в автономном
режиме и многократно стыковаться с российским сегментом
Международной космической станции (МКС), в принципе не
нова. Центральным научно-исследовательским институтом
машиностроения (ЦНИИМаш) - головным научным институтом
космической конструкторско-промышленной отрасли России ранее
уже был разработан космический аппарат (КА),
получивший наименование "Многоразовой автоматической
космической обслуживаемой системы - технологической"
(МАКОС-Т).
Предполагалось, что он будет служить для отработки базовых
технологий будущего космического производства и должен
работать в едином комплексе с МКС. Советским и российским
ученым принадлежит несомненный приоритет в изучении
физико-химических процессов и особенностей создания в
космосе новых материалов. За последние 30 лет ими было
проведено свыше тысячи экспериментов по космическому
материаловедению и биотехнологии. Большей частью они
выполнялись на борту пилотируемых кораблей и орбитальных
станций, а также на автоматических КА "Фотон".
Накопленный опыт позволил определить основные направления
дальнейших исследований. В частности, стало очевидно,
что достичь идеальной невесомости (нулевой гравитации) -
одного из важнейших условий космического производства - на
борту КА невозможно. И чем выше будет уровень остаточных
микроускорений, тем большие погрешности они будут вносить
в технологический процесс. Выяснилось также, что приемлемые
микрогравитационные условия для технологических
процессов не могут быть обеспечены на борту больших
многоцелевых космических комплексов, тем более пилотируемых.
В настоящее время в качестве обязательного требования к
специализированному технологическому модулю МКС принято
обеспечение уровня остаточных микроускорений до миллионных
долей единицы.
В принципе такой уровень достижим.
Однако возникающие при этом сложности столь велики, что
необходим новый подход к организации космического
производства, который сочетал бы достоинства крупных
орбитальных пилотируемых станций (ОПС) и специализированных
автоматических КА. Таким подходом, по мнению специалистов
ЦНИИМаш, представляется использование автономного КА,
который летал бы по орбите, близкой к орбите орбитальной
станции, и мог бы периодически стыковаться с ней для
обслуживания технологических установок космонавтами.
Отсутствие на автономном КА постоянного экипажа позволит
обеспечить на его борту уровень остаточных микроускорений до
миллиардных долей. Станут возможны длительные - не
менее 3 лет - программы экспериментов с многократной
цикличностью. При этом будут максимально использоваться как
ресурсы самого КА, так и экспериментального технологического
оборудования. Отпадет и необходимость дорогостоящих
многократных запусков ракет-носителей. Предлагаемый подход
представляет реальную основу для окупаемости будущего
опытно-промышленного космического производства. Всего за
гарантированное время существования КА на его борту
планируется выполнять не менее 6 экспериментальных
технологических циклов. Не реже двух раз в год МАКОС-Т
должен
будет стыковаться с орбитальной станцией. При этом за 3 года
полета суммарный грузопоток с Земли на орбитальную
станцию составит примерно 500 кг материалов, необходимых для
обеспечения работы технологических установок, а со
станции на Землю - по 30 кг за цикл обслуживания, или в
сумме 180 кг готовой продукции.
(Юрий ЗАЙЦЕВ, Институт космических исследований РАН,
"Молодежь Эстонии", 08.02.2002 г.).
Космические новости от Александра Железнякова