Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1175307&uri=page1.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 13:17:12 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Возвращение из небытия
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Психология >> Клиническая психология | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиНаука и власть: наследие Л.А. Кассо: (1)

Научные статьиРоссия познает русское зарубежье

Возвращение из небытия

Н. Николаенко, доктор медицинских наук
Опубликовано в журнале "Наука и жизнь", N 8, 2001 г.
Содержание

Введение

Коллекция рисунков молодой петербургской художницы Татьяны Лебель поражает. Это рисунки человека, пережившего смерть и чудом вернувшегося к жизни и творчеству. Последствия происшедшей с Таней трагедии представляют собой с научной точки зрения явление уникальное.
Таня Лебель родилась в августе 1970 года в Ленинграде. В шестилетнем возрасте стала заниматься рисованием в изостудии Государственного Эрмитажа. Уже в тот, "детский", период ее рисунки отличались оригинальностью образов, проработанностью деталей. Затем Таня продолжила образование в Детской художественной школе и в Художественном училище имени В. Серова. Занималась в конно-спортивной школе, серьезно увлекалась фотографией.
Рисунки молодой петербургской художницы Татьяны Лебель отличались оригинальностью образов. В ее графических полотнах - изображения сказочных животных, сюжеты, навеянные буддистской тематикой, фантастические композиции.

В июле 1994 года случилась трагедия: Таню прямо на тротуаре сбил грузовик...

Часть 1

Ей было 23 года... Она перенесла ушиб головного мозга тяжелой степени с кровоизлиянием, повреждением левой лобно-височной области и последующим отеком. Послеоперационный период протекал крайне тяжело, в течение трех месяцев Таня находилась в коме. Когда же девушка наконец открыла глаза, она ничего не понимала, никого не узнавала, даже мать. Подходить к Тане было просто опасно: она кусалась, царапалась, как зверек в клетке. Долгое время она совсем не говорила, у нее была нарушена словесная память.
Но спустя 10 месяцев после травмы Таня взяла в руки карандаш и, еще находясь в помраченном сознании, неловкими движениями рук начала создавать грубые, иногда страшные, но всегда выразительные образы людей и животных. Эти рисунки похожи на самые первые наброски детей, когда они, едва научившись твердо держать в руке карандаш, изображают человека в виде огромной головы с прикрепленными к ней малюсенькими ногами. Однако в отличие от детских рисунков Танины наброски отличает лаконичное контурное изображение человека, часто выполненное одной непрерывной пластичной линией. Поразительно, что при полностью нарушенной речи и памяти на слова рука художницы "помнила" прежние профессиональные навыки.
В 1994 году художница перенесла тяжелую травму головного мозга, сделавшую ее инвалидом. Но уже через 10 месяцев после трагедии Таня взяла в руки карандаш, чтобы запечатлеть на бумаге страшные и уродливые образы, напоминающие иногда рисунки маленьких детей, иногда человекоподобных существ и людей-зверей, изображенных рукой древнего человека, а иногда картины художников-кубистов. Один из первых рисунков Тани после перенесенной ею травмы. Люди и животные изображены на нем с преувеличенными конечностями, как

Изображения людей и животных даются Таней в профиль или в сложных ракурсах, так что ощущаются их объемность и материальность. Поэтому можно предположить, что именно правое полушарие (в условиях посттравматического угнетения словесно-логического левого) отвечает за отображение геометрии окружающего мира, создавая эмоциональную картину пространства. Для работы правого полушария характерен и синтез разных проекций в целостном изображении, что говорит о способности правой части мозга воспринимать предмет с разных точек зрения. Поэтому фигуры людей и животных выполнены анатомически правильно, пластично. Разные части тела сочленены достаточно точно. Даже если конечности вывернуты необычным образом, то они повернуты в суставах. Подобные "невозможные" ракурсы тела встречаются в рисунках Пикассо, Матисса, Леже. Изображение характерных деталей анатомии животных (холки, прогиба спины, выступа таза) придают рисункам Тани весьма реалистический вид.
На раннем этапе восстановления функций головного мозга девушка дает изображения людей и животных в сложных, "невозможных" ракурсах, отчего они приобретают сходство с произведениями Пикассо, Матисса, Леже.

Вместе с тем в изображениях человека присутствует одна особенность: размеры стоп и кистей преувеличены. То же самое в рисунках животных: голова, копыта и хвосты лошадей подчас больше размеров их тел, отчего они делаются похожими на резвящихся жеребят.
Древние люди и маленькие дети изображают людей и животных с преувеличенными кистями и стопами, поскольку участки мозга, анализирующие ощущения именно от этих частей тела, занимают гораздо большую площадь, чем другие. В неолите древние художники изображали человека в виде гомункулуса - человекоподобного существа с несоразмерно большими кистями и стопами. Выбитые на скалах гомункулусы периода неолита (Карелия).

Подобные особенности изображения человека и животных встречаются, как правило, в рисунках детей 5-6-летнего возраста. Заметим, что и на заре человеческой культуры - в каменном веке - в изображениях животных выделялись отдельные необычно большие части тела, что придавало образу убедительность. И позже - в неолите - часто возникают изображения таких гомункулусов с несоразмерно большими кистями и стопами. Это как раз те части тела человека, которые во внутренней "карте" мозга занимают значительно больший удельный вес, чем, скажем, вся рука или тело человека в целом. Есть основания полагать, что создание такой внутренней карты телесного пространства связано с деятельностью (а в данном случае - с более ранним восстановлением деятельности) правого полушария.
а - такими пропорциями представлено телесное пространство человека в коре головного мозга;
б - реконструкция изображения человека в соответствии с параметрами, указанными на предыдущем рисунке.

Назад | Вперед


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования