Коллекция рисунков молодой петербургской
художницы Татьяны Лебель поражает. Это рисунки
человека, пережившего смерть и чудом
вернувшегося к жизни и творчеству. Последствия
происшедшей с Таней трагедии представляют собой
с научной точки зрения явление уникальное.
Таня Лебель родилась в августе 1970 года в
Ленинграде. В шестилетнем возрасте стала
заниматься рисованием в изостудии
Государственного Эрмитажа. Уже в тот, "детский",
период ее рисунки отличались оригинальностью
образов, проработанностью деталей. Затем Таня
продолжила образование в Детской художественной
школе и в Художественном училище имени В. Серова.
Занималась в конно-спортивной школе, серьезно
увлекалась фотографией.
 |  |  | | Рисунки молодой петербургской художницы
Татьяны Лебель отличались оригинальностью
образов. В ее графических полотнах - изображения
сказочных животных, сюжеты, навеянные
буддистской тематикой, фантастические
композиции. |
В июле 1994 года случилась трагедия: Таню прямо на
тротуаре сбил грузовик...
Ей было 23 года... Она перенесла ушиб головного
мозга тяжелой степени с кровоизлиянием,
повреждением левой лобно-височной области и
последующим отеком. Послеоперационный период
протекал крайне тяжело, в течение трех месяцев
Таня находилась в коме. Когда же девушка наконец
открыла глаза, она ничего не понимала, никого не
узнавала, даже мать. Подходить к Тане было просто
опасно: она кусалась, царапалась, как зверек в
клетке. Долгое время она совсем не говорила, у нее
была нарушена словесная память.
Но спустя 10 месяцев после травмы Таня взяла в
руки карандаш и, еще находясь в помраченном
сознании, неловкими движениями рук начала
создавать грубые, иногда страшные, но всегда
выразительные образы людей и животных. Эти
рисунки похожи на самые первые наброски детей,
когда они, едва научившись твердо держать в руке
карандаш, изображают человека в виде огромной
головы с прикрепленными к ней малюсенькими
ногами. Однако в отличие от детских рисунков
Танины наброски отличает лаконичное контурное
изображение человека, часто выполненное одной
непрерывной пластичной линией. Поразительно, что
при полностью нарушенной речи и памяти на слова
рука художницы "помнила" прежние
профессиональные навыки.
 |
| В 1994 году художница перенесла тяжелую травму
головного мозга, сделавшую ее инвалидом. Но уже
через 10 месяцев после трагедии Таня взяла в руки
карандаш, чтобы запечатлеть на бумаге страшные и
уродливые образы, напоминающие иногда рисунки
маленьких детей, иногда человекоподобных
существ и людей-зверей, изображенных рукой
древнего человека, а иногда картины художников-кубистов.
Один из первых рисунков Тани после перенесенной
ею травмы. Люди и животные изображены на нем с
преувеличенными конечностями, как |
Изображения людей и животных даются Таней в
профиль или в сложных ракурсах, так что ощущаются
их объемность и материальность. Поэтому можно
предположить, что именно правое полушарие (в
условиях посттравматического угнетения
словесно-логического левого) отвечает за
отображение геометрии окружающего мира,
создавая эмоциональную картину пространства.
Для работы правого полушария характерен и синтез
разных проекций в целостном изображении, что
говорит о способности правой части мозга
воспринимать предмет с разных точек зрения.
Поэтому фигуры людей и животных выполнены
анатомически правильно, пластично. Разные части
тела сочленены достаточно точно. Даже если
конечности вывернуты необычным образом, то они
повернуты в суставах. Подобные "невозможные"
ракурсы тела встречаются в рисунках Пикассо,
Матисса, Леже. Изображение характерных деталей
анатомии животных (холки, прогиба спины, выступа
таза) придают рисункам Тани весьма
реалистический вид.
 |
На раннем этапе восстановления функций
головного мозга девушка дает изображения людей и
животных в сложных, "невозможных" ракурсах,
отчего они приобретают сходство с
произведениями Пикассо, Матисса, Леже. |
Вместе с тем в изображениях человека
присутствует одна особенность: размеры стоп и
кистей преувеличены. То же самое в рисунках
животных: голова, копыта и хвосты лошадей подчас
больше размеров их тел, отчего они делаются
похожими на резвящихся жеребят.
 |
Древние люди и маленькие дети изображают людей
и животных с преувеличенными кистями и стопами,
поскольку участки мозга, анализирующие ощущения
именно от этих частей тела, занимают гораздо
большую площадь, чем другие. В неолите древние
художники изображали человека в виде
гомункулуса - человекоподобного существа с
несоразмерно большими кистями и стопами. Выбитые
на скалах гомункулусы периода неолита (Карелия). |
Подобные особенности изображения человека и
животных встречаются, как правило, в рисунках
детей 5-6-летнего возраста. Заметим, что и на заре
человеческой культуры - в каменном веке - в
изображениях животных выделялись отдельные
необычно большие части тела, что придавало
образу убедительность. И позже - в неолите - часто
возникают изображения таких гомункулусов с
несоразмерно большими кистями и стопами. Это как
раз те части тела человека, которые во внутренней
"карте" мозга занимают значительно больший
удельный вес, чем, скажем, вся рука или тело
человека в целом. Есть основания полагать, что
создание такой внутренней карты телесного
пространства связано с деятельностью (а в данном
случае - с более ранним восстановлением
деятельности) правого полушария.
 |  |
а - такими пропорциями представлено телесное
пространство человека в коре головного мозга;
б - реконструкция изображения человека в
соответствии с параметрами, указанными на
предыдущем рисунке. |
Назад | Вперед
Написать комментарий
|