Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1161185&uri=part1.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 12:20:40 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Зима России (История XXI века)
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> Историография и методы исторического исследования | Научные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Научные статьиРудаков В. Н., Неожиданные штрихи к портрету Дмитрия Донского

Обзорные статьиМарк Раев - Bakhmeteff Professor Emeritus of Russian Studies

Научные статьиАрхивная коллекция академика П.Г. Виноградова

Обзорные статьиИстория второй волны российской эмиграции

Популярные статьиПоборник церковного единения

КнигиП.А.Николаев "Культура как фактор национальной безопасности": Культура и религия

Обзорные статьи"Ужель та самая Татьяна?"

Аннотации книгИстория русского зарубежья в публикациях серии Материалы к истории русской политической эмиграции

Научные статьиПриходская жизнь Русской Православной Церкви в эмиграции в отражении мемуаров русских зарубежных иерархов и священников

СообщениеМонастырь Святого Саввы освященного в Харпер Вудс

Обзорные статьиМатериалы об О.Э. Мандельштаме в американских архивах

Научные статьиАрхеолог Владимир Яковлевич Толмачев

Биографии ученыхГеоргий Петрович Федотов

Научные статьиПлигузов А.И., «Ответ кирилловских старцев»

Обзорные статьи...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе

Обзорные статьиКак братья с братьями. Русские беженцы на сербской земле

Популярные заметкиКак надо и не надо бороться с антинаукой - II

Научные статьиПоздеева И.В., Турилов А.А., Тетрати, печатаны в Казань.

КнигиСофронова Е.И. Где ты моя Родина?

Научные статьиПоследний из могикан: Отто Людвигович Струве

Зима России (История XXI века).
Автор: В. Феллер
Содержание

История России в "сезонных цепочках"

История России последних столетий рассматривается как история развития трех базовых ценностей: приспособления (терпения), воли и строгого царя, а религиозная суть "русской идеи" - это далекий Бог-Отец и блуждающий между Богом и дьяволом Христос.

История циклична, но цикличность Истории имеет не повторяющийся, тем более замкнутый и возвращающийся "на круги своя" характер, а характер "сезонный", характеризующийся подъемами и спадами активности национальной общины, периодами интеграции и дезинтеграции, которые удобно назвать по временам года "лето", "осень", "зима", "весна".

Общий вектор Истории устремлен вверх, но само движение имеет волнообразный характер. История - это змей, волнистый и изогнутый, подобный тому, что искушал Еву.

Представим цепочку "больших сезонов" русской истории:

661  весна  853  лето  1045   осень  1237  зима  1429  весна  1621   лето  1813  осень  2005  зима  2197

Существует методологическая проблема выбора узловой точки - точки отсчета. Это является самостоятельной, но на самом деле не очень существенной проблемой, так как цепочку "сезонов" можно вытащить, взявшись за любое ее звено, а затем, наложив ее на поток истории, уточнить, сдвинуть в ту или иную сторону.

Древняя Русь: "весна", "лето" и "осень"

В 661-853 годах сформировался древнерусский этнос под многообразными влияниями, в т.ч. народов северной Европы, братьев-славян, Византии и Хазарии (первая "большая весна").

В 853-1045 годах ("лето") сложилось древнерусское государство, причем оно было одним из сильнейших в Восточной Европе.

В 1045-1237 годах ("осень") начался период дезинтеграции: Россия "устала", но, приняв христианство, Россия приняла культурную эстафету от Византии, т.е. взяла на себя тяжелую миссию примирения и синтеза западного и восточного культурных кодов, культурных традиций.

Православный вариант христианства, формально признавая троебожие (Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), полный и безусловный авторитет отдает только Богу-Отцу.

Именно и только от Бога-Отца исходит свет истины, т.е. Дух Святой. Только община (в религии - церковная община), только "коллективное бессознательное" является главным моральным авторитетом для православного человека, а Иисус Христос здесь авторитет вторичный.

Православие, как и все христианство, раздвоено, противоречиво, и это раздвоенность между авторитетом общины и авторитетом личной совести. В этой раздвоенности источник внутренних конфликтов и страданий, но в ней и источник развития.

Православие, никогда не отрываясь надолго от Бога-Отца, воспринимает Христа скорее как "своего человека", "радетеля", "лоббиста", заступника перед Богом-Отцом. В отличие от католика, для православного Христос не царь, не "начальник", он - "серый кардинал", "зам по кадрам" или "завхоз", у которого можно что-то выпросить, не обращаясь к строгому и малодоступному Богу-Отцу.

Поэтому православный человек, а русский православный тем более, всегда немного хитрит перед Богом, и создает культуру, в которой можно одновременно быть с Богом и изменять ему, быть святым и грешным одновременно. Ведь в православной России, в отличие от католического, а потом и протестантско-католического Запада, религия не является источником общественного развития и эдакого "мессианства", т.е. желания навязать свои ценности другим культурам. Она является источником приспособления к почти любым формам материальной жизни и к любым ситуациям - от полного рабства до собственной империи.

В исламе же религия является источником "перманентной контрреволюции".

Вот одна из основных русских ценностей: не созидательное изменение мира, как в католицизме, не вечное покаяние и "возвращение к истокам", как в исламе, а вечное приспособление к ситуации, к другим народам, терпение, но терпение с долей особой хитрости и готовности "послать всех к чертям". Проявления этого - в приспособлении к жестокому игу (Церковь "дружила" с ханами), в превращении русской имперской идеи в идею мировой революции, в том, что в самом "безбожном коммунизме" русские нашли бога.

далее >>


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования