Зима России (История XXI
века).
Автор: В. Феллер |
Содержание |
История России
последних столетий рассматривается как история
развития трех базовых ценностей: приспособления
(терпения), воли и строгого царя, а религиозная
суть "русской идеи" - это далекий Бог-Отец и
блуждающий между Богом и дьяволом Христос.
История циклична, но
цикличность Истории имеет не повторяющийся, тем
более замкнутый и возвращающийся "на круги
своя" характер, а характер "сезонный",
характеризующийся подъемами и спадами
активности национальной общины, периодами
интеграции и дезинтеграции, которые удобно
назвать по временам года "лето",
"осень", "зима", "весна".
Общий вектор Истории
устремлен вверх, но само движение имеет
волнообразный характер. История - это змей,
волнистый и изогнутый, подобный тому, что искушал
Еву.
Представим цепочку
"больших сезонов" русской истории:
661 весна 853 лето 1045
осень 1237 зима 1429 весна 1621
лето 1813 осень 2005 зима 2197 |
Существует
методологическая проблема выбора узловой точки
- точки отсчета. Это является самостоятельной,
но на самом деле не очень существенной проблемой,
так как цепочку "сезонов" можно вытащить,
взявшись за любое ее звено, а затем, наложив ее на
поток истории, уточнить, сдвинуть в ту или иную
сторону.
В 661-853 годах
сформировался древнерусский этнос
под многообразными влияниями, в т.ч. народов
северной Европы, братьев-славян, Византии
и Хазарии (первая "большая
весна").
В 853-1045 годах
("лето") сложилось древнерусское
государство, причем оно было одним из
сильнейших в Восточной Европе.
В 1045-1237 годах
("осень") начался период дезинтеграции:
Россия "устала", но, приняв христианство,
Россия приняла культурную эстафету от Византии,
т.е. взяла на себя тяжелую миссию примирения и
синтеза западного и восточного культурных кодов,
культурных традиций.
Православный вариант
христианства, формально признавая троебожие
(Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа),
полный и безусловный авторитет отдает только
Богу-Отцу.
Именно и только от
Бога-Отца исходит свет истины, т.е. Дух Святой.
Только община (в религии - церковная община),
только "коллективное бессознательное"
является главным моральным авторитетом для
православного человека, а Иисус Христос здесь
авторитет вторичный.
Православие,
как и все христианство, раздвоено, противоречиво,
и это раздвоенность между авторитетом общины и
авторитетом личной совести. В этой раздвоенности
источник внутренних конфликтов и страданий, но в
ней и источник развития.
Православие, никогда
не отрываясь надолго от Бога-Отца, воспринимает
Христа скорее как "своего человека",
"радетеля", "лоббиста", заступника
перед Богом-Отцом. В отличие от католика, для
православного Христос не царь, не
"начальник", он - "серый кардинал",
"зам по кадрам" или "завхоз", у которого
можно что-то выпросить, не обращаясь к строгому и
малодоступному Богу-Отцу.
Поэтому православный
человек, а русский православный тем более, всегда
немного хитрит перед Богом, и создает культуру, в
которой можно одновременно быть с Богом и
изменять ему, быть святым и грешным одновременно.
Ведь в православной России, в отличие от
католического, а потом и
протестантско-католического Запада, религия не
является источником общественного развития и
эдакого "мессианства", т.е. желания навязать
свои ценности другим культурам. Она является
источником приспособления к почти любым формам
материальной жизни и к любым ситуациям - от
полного рабства до собственной империи.
В исламе же
религия является источником "перманентной
контрреволюции".
Вот одна из основных
русских ценностей: не созидательное изменение
мира, как в католицизме, не вечное покаяние и
"возвращение к истокам", как в исламе, а
вечное приспособление к ситуации, к другим
народам, терпение, но терпение с долей особой
хитрости и готовности "послать всех к
чертям". Проявления этого - в приспособлении к
жестокому игу (Церковь "дружила" с ханами), в
превращении русской имперской идеи в идею
мировой революции, в том, что в самом
"безбожном коммунизме" русские нашли бога.
далее >>
Написать комментарий
|