Наряду с пленками и длинномерными
проводниками, обладающими высокотемпературной
сверхпроводимостью
(ВТСП), достаточно перспективны для
применений и ВТСП массивные материалы (стержни,
кольца, пластины, изделия сложной формы). Из
крупнозернистых ВТСП массивных материалов
системы Re-Ba-Cu-O (Re - редкоземельный элемент рений) с
большими критическими
токами могут быть
изготовлены, например, токовводы, магнитные
подшипники, накопители энергии на маховиках,
загрузочные системы и гистерезисные моторы. В
ряде применений ВТСП массивные материалы с
высокими критическими токами выступают, как
квазипостоянные магниты с полем, значительно
превышающим поля традиционных постоянных
магнитов.
В зависимости от того, в каком
состоянии - диамагнитном или ферромагнитном -
находится ВТСП изделие в рабочем режиме, области
применения разделяются на пассивные и магнитные.
В диамагнитном состоянии используется
способность сверхпроводника отталкиваться от
внешнего магнитного поля (при этом
подразумевается наличие источника внешнего
постоянного поля). В ферромагнитном состоянии
(состояние с замороженным
магнитным потоком) сам
сверхпроводник становится источником
магнитного поля.
Ниже представлены возможные
направления пассивных и магнитных применений
массивных ВТСП изделий в таблице.
Пассивные
применения |
Магнитные
применения |
Магнитные подшипники |
Квазипостоянные магниты |
Маховики |
Магнитная сепарация |
Криогенные насосы |
МАГЛЕВ'ы |
Загрузочные системы |
Магнитные захваты |
Гистерезисные моторы (ротор) |
Моторы (статор) |
Линейные грузоподъемники |
Магнитные демпферы ("успокоители") |
Инерционные преобразователи |
Управление пучками заряженных
частиц |
Силовые приводы |
Магнитные приборы |
Магнитные экраны |
|
В сверхпроводящих
подшипниках
объемный Re-Ba-Cu-O используется как статор, а
постоянный магнит как ротор. Баланс между силой
тяжести и силой отталкивания между магнитом и
сверхпроводником приводит к тому, что ротор
зависает в пространстве и может свободно
вращаться. Сверхпроводящие подшипники будут
использоваться в тех случаях, когда необходима
чистая среда или очень низкое трение. Одним из
таких приложений, например, может быть маховик
для аккумуляции энергии. Так как сверхпроводящий
подшипник в идеале не имеет трения, появляется
возможность запасать кинетическую энергию
вращения в течение длительного периода. Уже
имеются сообщения об успешном изготовлении
системы с маховиком с запасаемой энергией 1 кВт*час.
В системах загрузки также
используются левитационные
свойства
ВТСП в
диамагнитном состоянии. Системы загрузки
представляют собой направляющий рельс,
набранный из магнитов с одинаковой поляризацией,
и левитирующий в магнитном поле ВТСП держатель.
Левитирующий ВТСП держатель перемещается вдоль
магнитного рельса, не испытывая сил трения. Более
того, тот же магнитный поток стабилизирует
положение держателя и препятствует его
отклонению от направляющего рельса. Ожидается,
что левитируюшие загрузочные системы будут
использоваться в ситуациях, когда требуются
ультрачистая окружающая среда (например, при
транспорте подложек на полупроводниковых
производствах) или когда нежелателен прямой
контакт с погрузчиком (например, при
обеззараживании ядерной пыли).
Благодаря сильной анизотропности
намагниченности ВТСП материалов, вращающееся
магнитное поле может захватывать намагниченный
сверхпроводник, и он может использоваться как
ротор в электрических моторах. Так как
намагниченность ВТСП материала значительно
выше, чем у традиционного ферромагнетика, то
появляется возможность изготовления
компактного и эффективного двигателя,
названного гистерезисным. В настоящее время
имеются прототипы гистерезисного двигателя с
выходной мощностью до 10 кВт.
ВТСП материалы способны захватывать
значительные магнитные поля, превращаясь в
квазистационарный магнит. В этом качестве они
перспективны для использования в
сверхпроводящих моторах в качестве статора.
Вращающий момент электрического мотора
определяется соотношением T=I*B, где I -
электрический ток, а В - магнитная индукция. В
традиционных моторах, в которых в качестве
статора используются постоянные магниты,
вращающий момент, Т, по существу ограничивается
напряженностью поля постоянного магнита. В
сверхпроводящих моторах при использовании в
качестве статора массивного ВТСП материала в
режиме замороженного потока можно резко
увеличить вращательный момент.
ВТСП-магниты с захваченным потоком
могут заменить традиционные NbTi катушки, которые
сейчас применяются в маглевах - поездах,
использующих явление магнитной левитации.
Согласно численным расчетам для этого ВТСП
магниты должны удовлетворять следующим, вполне
достижимым на системах Re-Ba-Cu-O, требованиям:
Jc > 105 А/см2
(при рабочей температуре); диаметр образцов > 10см; механическая
прочность > 100MПa.
Поле, захваченное объемными ВТСП-материалами,
имеет гораздо больший градиент, чем
поле от постоянных магнитов или
электромагнитных катушек. Следовательно,
сверхпроводящий квазистационарный магнит
захваченного потока может быть эффективен в
устройствах магнитной сепарации.
И.Руднев (МИФИ)
По материалам статьи M.Murakami.
Progress in
applications of bulk high temperature superconductors.
Supercond. Sci. Technol., 2000, 13,
448
Источник: Перспективные
Технологии - наноструктуры, сверхпроводники,
фуллерены