Д.И. Тарасов, Г.Д. Тарасова
На основании анализа причин наследственной и врожденной тугоухости сделан вывод, что отмеченные причины являются одновременно факторами риска у новорожденного ребенка по развитию у него тугоухости и глухоты. Наличие даже одного фактора риска у новорожденного не должно оставаться без внимания врачей, может явиться показанием для направления ребенка на углубленное обследование у детского оториноларинголога, а нередко и у аудиолога и сурдолога с помощью различных современных способов. Раннее выявление тугоухости способствует реабилитации таких детей.
Ключевые слова:
Основу современной профилактики тугоухости составляет прогнозирование возможного проявления патологии слуха в детском возрасте. В последние годы все шире стали использоваться скринирующие методы и способы исследований с целью выявления групп риска детей по развитию патологии органа слуха. В настоящее время определен большой спектр причин, вызывающих нарушения функции слуха, и изучены различные формы их проявления. В связи с этим последние достижения аудиологии должны быть известны врачам педиатрам, неонатологам, реабилитологам, а также логопедам, педагогам и другим специалистам, чтобы помочь им в раннем выявлении тугоухости, а также в усовершенствовании их работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой. В нашей стране у детей в возрасте до 3 лет частота понижения слуха составляет 0,64 на 1000 детского населения. В связи с этим все медицинские работники должны быть знакомы с ранней диагностикой и основными профилактическими мероприятиями, проводимыми для предупреждения тугоухости и глухоты в детском возрасте и прогрессирования снижения слуха.
Все причины и факторы, вызывающие патологию слуха или способствующие ее развитию, следует разделить на три группы. Первая группа включает причины и факторы наследственного генеза. Они приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости, на долю которой приходится 30-50% врожденной тугоухости и глухоты [1-3]. Вторую группу составляют факторы эндо- или экзогенного патологического воздействия на орган слуха плода (но при отсутствии наследственно отягощенного фона ). Они приводят к врожденной тугоухости (см. схему 1) [4]. По данным Л.А. Бухман и С.М. Ильмер [5], среди детей с тугоухостью врожденная патология определяется у 27,7%. В третью группу входят факторы, действующие на орган слуха здорового от рождения ребенка в один из критических периодов его развития, приводящие к приобретенной тугоухости. По-видимому, патологическое влияние на орган слуха ребенка в большинстве случаев оказывает не один фактор, чаще в основе поражения лежит несколько причин, действующих в различные периоды развития ребенка. При этом следует подчеркнуть, что слуховой аппарат ребенка особенно чувствителен к действию патогенных факторов с 4-й недели беременности до 4-5 лет жизни. При этом в разные возрастные сроки могут поражаться различные звенья слухового анализатора.
|
Схема 1. Развитие слухового анализатора и возможности возникновения его врожденной патологии в зависимости от момента действия патогенного фактора на плод. |
Фоновые факторы, или факторы риска, сами могут не вызвать тугоухость. Они создают лишь благоприятный фон для развития тугоухости. При их выявлении новорожденный ребенок должен быть отнесен к группе риска и ему необходимо провести аудиологическое обследование в наиболее ранние сроки - до 3 мес жизни. В число таких факторов входят:
1) инфекционные заболевания матери во время беременности, которые являются причиной врожденной тугоухости и глухоты в 0,5-10% случаев. К ним относят краснуху (вирус краснухи обладает наибольшим тропизмом к структурам органа слуха в первой половине беременности), грипп, скарлатину, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз (по данным разных авторов, приводящий к патологии слуха от 1 : 13 000 до 1 : 500 новорожденных), герпес, сифилис, ВИЧ-инфекцию;
2) внутриутробная гипоксия различной природы (токсикоз первой и второй половины беременности, нефропатия, угрозы выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления и др.);
3) неблагоприятные роды и их последствия: асфиксия в родах (в среднем у 4-6% новорожденных), травмы (в том числе черепно-мозговая травма и др.). Так, родовая травма составляет от 2,6 до 7,6% от числа родившихся живыми. Эти ситуации приводят к гипоксически-ишемическим поражениям головного мозга, что в свою очередь ведет к клиническим проявлениям перинатальной гипоксической энцефалопатии [6]. Наблюдающееся в результате этого снижение или полное отсутствие слуха у ребенка можно считать следствием множественных кровоизлияний, которые могут быть в том числе и в различных отделах органа слуха, начиная со спирального органа и вплоть до корковых зон;
4) нарушения различных видов метаболизма, чаще наследственно обусловленного характера;
5) гемолитическая болезнь новорожденных (частота выявления ее составляет 1 : 2200 родов) в связи с групповым конфликтом (АВ0) чаще развивается тогда, когда у матери кровь 0 (I) группы, а у ребенка А (II) или В (III) групп, а также при резус-конфликте (людей с резус-отрицательной кровью в России около 15%). Такой конфликт возникает в первые месяцы беременности, при этом развивается гипербилирубинемия, которая при уровне более 200 мкмоль/л приводит к развитию билирубиновой энцефалопатии. По данным Л.О. Бадаляна и соавт. [7] у 15,2% детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, выявлено поражение нервной системы. По характеру и выраженности поражений нервной системы эти дети были разделены на 5 групп, из них в двух группах имели место поражения органа слуха - в одном случае как единственное последствие гемолитической болезни, а в другом - наряду с поражением ЦНС в виде спастических парезов и параличей, сочетающихся с подкорковыми и слухоречевыми нарушениями. Подобная же ситуация может наблюдаться и при транзиторной негемолитической гипербилирубинемии новорожденных типа Ариаса-Люцеа;
6) патология беременности, в том числе недоношенность и переношенность. Так, сенсоневральная тугоухость у недоношенных детей выявляется чаще (у 15%), чем у доношенных (у 0,5%);
7) прием матерью в период беременности препаратов с ототоксическим эффектом (диуретики, антибиотики аминогликозидного ряда и др.);
8) общесоматические заболевания у матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы и др.), которые, как правило, приводят к гипоксии плода;
9) профессиональные вредности у матери в период беременности (вибрация, оксид углерода, бромид калия и др.);
10) вредные привычки матери (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания и др.);
11) травмы матери во время беременности могут приводить к врожденной тугоухости. Среди причин врожденной тугоухости эта составляет 1,3% [5]; 12) малая масса новорожденного (менее 1500 г);
13) низкий балл по шкале Апгар [8];
14) родство между родителями.
При выявлении любого из перечисленных факторов риска их необходимо заносить в обменную карту, которая передается в родильный дом. Это должно быть основанием для ранней диагностики и последующего проведения необходимых лечебных и реабилитационных воздействий.
Помимо этого выделяют еще манифестные факторы, под их действием возникает резкое (ощутимое субъективно) изменение слуха в большей или меньшей степени. Таким фактором является действие инфекционного агента или ототоксического вещества как экзо-, так и эндогенного происхождения.
Следует отметить, что наследственными следует считать лишь генетически обусловленные причины тугоухости. Все же остальные будут относиться к приобретенным, которые различаются лишь по времени возникновения (интра-, пери- и постнатальные).
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным проанализировать, отчего в каждом конкретном случае наступает поражение слуха. Принимая во внимание вероятность взаимодействия фоновых и манифестных факторов, можно проанализировать, почему в одном случае даже высокие дозы гентамицина, длительно действующие на организм, не влияют на слуховую функцию, а в другом - однократное введение этого препарата вызывает развитие выраженной стойкой сенсоневральной тугоухости и глухоты. Или почему изменения слуха наступают не у каждого ребенка, перенесшего грипп, ветряную оспу, эпидемический паротит и т.п.
Необходимо отметить, что гипоксические, травматические, токсические, инфекционные и метаболические факторы могут приводить к развитию перинатальной энцефалопатии (ПЭП), которая в остром периоде проявляется 5 клиническими синдромами: повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, гипертензионно-гидроцефальным синдромом, синдромом угнетения, судорожным или коматозным. При благоприятном варианте течения отмечается исчезновение или уменьшение выраженности симптомов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости в сроки от 4-6 мес до 1 года или формирование минимальной мозговой дисфункции с церебрастеническим синдромом (в возрасте после 1 года) [9, 10]. Трудности диагностики поражений ЦНС заключаются в том, что в раннем неонатальном периоде явная неврологическая симптоматика может отсутствовать, она проявляется лишь в возрасте 3- 6 мес и позднее [11]. В связи с этим нередко неврологические проявления своевременно или совсем не диагностируются, что приводит к их усугублению. Клиническая картина синдрома дефицита внимания проявляется легкими неврологическими симптомами, нарушениями интеллектуального развития, поведенческими особенностями, нарушениями координации, моторики, речи и слуха, а также изменениями на ЭЭГ [12, 13]. Таким образом, выявление признаков ПЭП у ребенка является прямым показанием для тщательного исследования состояния слухового анализатора, а также дальнейшего наблюдения его у оториноларинголога в связи с тем, что дисфункции как неврологические, так и со стороны слуха могут развиться в любом возрасте.
Доступным для настоящего времени методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная аудиометрия с помощью вызванных слуховых потенциалов. При этом врач сурдолог может дать заключение не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень имеющейся сенсоневральной тугоухости. Это исследование обычно проводится в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. Основанием для направления ребенка на такое исследование являются обнаружение у новорожденного одного из перечисленных факторов риска или подозрение на патологию слуха при первичном обследовании оториноларингологом поликлиники (а нередко и педиатром или неонатологом) с помощью безусловно-рефлекторных методик исследования слуха: ауро- (кохлео-) пальпебральный и ауро- (кохлео-) пупилярный, глазодвигательный и сосательный, сердечно-сосудистый и дыхательный рефлексы, комплексы двигательных и вегетативных реакций; изучение слуха можно проводить и используя общедоступные детские звучащие игрушки (колокольчики, погремушки и др.), заранее откалиброванные по интенсивности при помощи шумометра. В последнее время для этой цели широко используется прибор - звукореактотест, которым в настоящее время оснащены детские поликлиники.
Иногда врожденное изменение слуха по типу поражения звукопроведения является следствием аномалии развития наружного (атрезия наружного слухового прохода и ушной раковины) и среднего (порок развития слуховых косточек и их суставов или окон лабиринта) уха. В этих случаях при отсутствии изменений в центральных отделах слухового анализатора и во внутреннем ухе возможно проведение коррекции слуха хирургическим путем [14].
Возможности современной реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью достаточно высоки и непосредственным образом зависят от времени установления патологии слуха и сроков начала реабилитации. Наиболее перспективным и приводящим к высоким результатам является диагностика тугоухости до 3 мес жизни и осуществление с этого же момента электроакустической коррекции слуха (обеспечение ребенка слуховым аппаратом), а также раннее начало занятий с сурдопедагогом. При таком подходе к детям с патологией слуха возможно освоение ребенком правильной разговорной речи и полная его социальная реабилитация. Следует отметить, что наилучший эффект достигается при наиболее ранней диагностике и выполнении всех аспектов реабилитации. В связи с этим к своевременной диагностике патологии слуха у детей раннего возраста необходимо привлекать педиатров, неонатологов и других специалистов, что снизит количество детей-инвалидов вследствие врожденной сенсоневральной тугоухости.
В заключение следует отметить, что освещению вопросов тугоухости и ее причин необходимо уделять достаточное внимание при подготовке педиатров, неонатологов и акушеров, что важно для ранней диагностики этого недуга.
Выводы
1. Повышенная чувствительность слухового анализатора к неблагоприятным воздействиям требует постоянного внимания врачей к вопросам ранней диагностики, профилактики и лечения тугоухости у детей. Причины, приводящие к развитию тугоухости в детском возрасте, необходимо шире освещать при обучении студентов педиатрического факультета, а также при подготовке акушеров и в программах последипломного образования врачей.
2. Знание и учет фоновых факторов риска по развитию тугоухости поможет осуществлению превентивных мероприятий в отношении поражения слухового анализатора.
3. Своевременная диагностика детской тугоухости будет способствовать снижению числа инвалидов с детства.
Российский вестник перинатологии и педиатрии, N2-1998, с.21-24
1. Конигсмарк Б.В., Горлин Р.Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. М: Медицина 1980.
2. Наседкин А.Н. Врожденные аномалии уха, горла, носа и шеи у детей. М 1975; 38-43.
3. Taylor D., Mencher G.T. Arch Otolaryng 1972; 95: 120-124.
4. Тарасов Д.И., Наседкин А.Н., Лебедев В.П., Токарев О.П. Тугоухость у детей. М: Медицина 1984; 240.
5. Бухман Л.А., Ильмер С.М. Труды Ленингр. сан.-гиг. мед. инта 1976; 113: 72-76.
6. Якунин Ю.А. Физиология и патология нервно-психического развития ребенка. Рос вестн перинатол и педиатр (приложение). М 1995; 49.
7. Бадалян Л.О. и др. Наследственные болезни у детей. М: Медицина 1971; 367.
8. Таварткиладзе Г.А., Васильева Л.Д. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни. Метод. реком. М 1988; 15.
9. Бондаренко Е.С., Гаврюшов В.В., Эдельштейн Э.А. и др. Перинатальные гипоксические энцефалопатии (клиника, диагностика, лечение). Метод. реком. М 1990; 33.
10. Эдельштейн Э.А., Бондаренко Е.С., Быкова Л.И. Перинатальные гипоксические неврологические синдромы. Метод. реком. М 1988; 38.
11. Самсыгина Г.А., Бимбасова Т.А., Неижко Л.Ю. Мат. конф. педиатров России. М 1995; 345.
12. Брязгунов И.П. Синдром легких функциональных нарушений ЦНС (<легкая дисфункция мозга> - "minimal brain dysfunction"). Функциональная патология в детском возрасте. М: ВНИИ-МИ 1973; 43-51.
13. Clements S.D. Children with minimal dysfunction. Lancet 1966; 86: 121.
14. Козлов М.Я. Хирургическая реабилитация слуха у детей. М: Медицина 1981.
Написать комментарий
|