Васильева О. А.
МГУ им. М.В.Ломоносова, исторический факультет
Среди источников трактата Плутарха "Об Исиде и 0сирисе" (De Iside et Osiride, сокр. DIO) сочинения египетского историка и жреца Манефона занимают особое место. Манефон Севеннитский известен прежде всего своей "Историей Египта" (Аigyptiaka), -как первый египтянин, написавший на греческом историю своей родной страны. В античности был сделан сокращенный вариант "Aigyptiaka"- т. наз. "Эпитома" (Epitome), содержащая списки египетских царских династий. Манефон написал также ряд других сочинений, авторство которых не бесспорно, наиболее точно атрибутированными трудами являются "Священная Книга" (H Hiera Biblos) и "Эпитома физических учений" (Physikon Epitome)(4;ХV).Исследователи трактата справедливо ставят Манефона в число основных источников труда Плутарха об осирической религии (1;103). К такому выводу приводит тщательный источниковедческий анализ текста трактата, позволяющий выделить, помимо прямых ссылок, также и косвенные цитаты и некоторые фрагменты, которые могут восходить к Манефону.
Прежде всего отметим прямые ссылки :
1)Этимология имени "Амон" как "скрытый", "сокрытие" (гл.9). Это толкование вполне соответствует египетским языковым реалиям (пасс. прич. от глагола imn- "скрывать", "утаивать"). По мнению Гриффитса оно могло возникнуть не позднее эпохи XX династии (2; 106).
2)"Бебон" в качестве имени Тифона(гл.49).
3)"Сет", "Бебон" и "Сму" в качестве имен Тифона, а также связь имен Тифона и Хора с металлами (гл.62). Хопфнер расширяет границы цитаты, включая в нее этимологию Исиды-Афины ("я пришла из самой се6я", "через саму себя") (3;73-74). Идентификация Сета с Бебоном весьма реальна, напр. в Pap. Jumilhac 16.22 Бебон назван "Nebed" ("тьма, темнота"), а это- имя Сета (2).Что касается имени "Сму" то вполне возможно, что это- неправильно понятый термин, обозначающий союзников Сета (smyw, sm3w). Если же говорить о металлах, то Сет с довольно раннего времени ассоциировался с метеоритным железом, что зафиксировано в Текстах Пирамид.
4)Наконец, последняя прямая ссылка относится к сообщению о сжигании людей цвета Тифона (т.е. рыжеволосых) в г. Илифии (гл.73). Примечательная
параллель имеется у Диодора (1.88.5), который говорит о жертвоприношении рыжих людей на гробнице Осириса.
Фрагмент о привозе из Синопы в Александрию статуи Сараписа можно считать косвенной цитатой из Манефона (гл.28). Хотя отрывок дается без какой-либо отсылки, однако в нем упоминается имя Манефона как одного из действующих лиц рассказа. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что Плутарх мог использовать в данном случае Манефона из вторых рук. Примечательную параллель к отрывку из Плутарха составляет более подробное повествование о статуе Сараписа в "Истории" Тацита (IV. 83-84), который, правда, Манефона не упоминает (а только Тимофея). Можно с известной долей уверенности говорить о том, что, несмотря на различия в деталях и некоторые расхождения, и Плутарх, и Тацит использовали один источник, а именно "Священную книгу" Манефона.
По всей видимости, из этого же произведения заимствовал Плутарх и рецепт приготовления благовония куфи (гл.80). Глава о воскурениях и отрывок, касающийся того же предмета также явно принадлежит Манефону (гл. 79 и 52).
Гриффитс и Уодделл (2;78 и 4; 195) возводят к "Священной книге" отрывок, в котором говорится о свинье как о нечистом животном (гл.8).
Предположительно к Манефону можно отнести пассаж о бегстве и спасении Сета-Тифона и о том, как он стал отцом Иерусалима и Иудея (гл.31). Альтернативный источник сообщения- александрийский историк Апион, известный своей антииудейской настроенностью (2;416).
Безусловно, к Манефону восходит этимология имени Сета-Тифона-"повелевающий" (katadynasteyos) и "губящий" (katabiadzomenos) (гл.41). Сходные же этимологии даны у Плутарха в 49-й и 62-й главах с прямой ссылкой.
Итак, на основании всех вышеприведенных прямых и косвенных цитат из Манефона можно говорить о том, что Плутарх достаточно широко использовал его "Священную книгу". Остается проблематичным предположение относительно того, мог ли Плутарх читать еще и "Историю Египта" или хотя бы ее "Эпитому". Такой серьезный авторитет, как Гриффитс, подобный факт ставит под сомнение. (2;84). И тем не менее можно попытаться выделить некоторые фрагменты, которые гипотетически восходят к Манефону.
1) В одном из отрывков Плутарх сообщает об убиении и поедании персидским царем Охом священного быка Аписа (гл. 1I). Говоря о жестоком Охе,
Плутарх указывает, что его имя- прозвание- "меч"- содержится в "каталоге царей". Греческий термин, употребленный здесь(ho katalogos), означающий "перечень", "список" заставляет предположить, что Плутарх позаимствовал в данном случае материал из манефоновой Эпитомы.
2) В другом отрывке Плутарх отмечает, что в "каталоге" царей сказано о бесплодной жене Тифона- Нефтиде (гл. 38). Термин "diadoche", употребленный в этом случае, означает "смена" ,"чередование", "передача". В контексте сочинения "Aigyptiaka" это понятие отображает идею преемственности легитимных царских династий, начиная с мифического правления богов и полубогов. Можно допустить, что первоначально у Манефона существовал развернутый рассказ о богах-царях, в котором присутствовали и их жены, однако сведения эти были впоследствие удалены создателями Эпитомы. Основанием для подобного утверждения служит тот факт, что имена Нефтиды упоминаются в других египетских текстах, которые могли вполне служить источниками для Манефона (5; 108). Следовательно, Плутарх мог быть вполне знаком и с "Историей Египта" Манефона.
Таким образом, можно сказать, что довольно обильное использование материала из сочинений Манефона, отражающего аутентичную традицию, значительно увеличивает ценность информации по египетской религии в трактате Плутарха "Об Исиде и Осирисе".
Написать комментарий
|