3 октября в РКК "Энергия" состоялось очередное заседание
Совета главных конструкторов, на котором, среди прочего
рассматривался вопрос о будущем орбитального комплекса
"Мир". После январской эйфории, когда с большим энтузиазмом
было встречено решение о продлении сроков эксплуатации
комплекса в пилотируемом режиме, а особенно после создания
международной компании MirCorp, у многих возникло ощущение,
что "Мир" ждет долгое и интересное будущее. Однако, жизнь
показала, что не всем планам суждено сбыться. Ни инвесторы,
заинтересованные в проведении исследований и экспериментов
на борту "Мира", ни иностранцы, заинтересованные в
туристической поездке в космос, в массовом количестве не
появились. Да и эксплуатация комплекса оказалась дороже, чем
оптимистичные оценки полугодовой давности. Кроме того,
происходит более быстрое снижение орбиты станции, что
требует дополнительных затрат на поддержание высоты полета.
В течение нескольких часов информационные
агентства России наперебой обсуждали сенсационное сообщение
о том, что Совет главных решил затопить комплекс "Мир" в
феврале 2001 года. Чтобы внести ясность в этот вопрос,
привожу полный текст пресс-релиза о решении Совета главных
конструкторов от 3 октября 2000 года по орбитальному
комплексу "Мир".
В релизе говорится:
"Совет Главных конструкторов по орбитальному
комплексу "Мир" на своем заседании, состоявшемся в первой
половине дня в Ракетно-космической корпорации "Энергия"
имени С.П. Королева, всесторонне рассмотрев результаты
выполнения запланированной программы работ на комплексе, его
техническое состояние и состояние подготовки транспортных
пилотируемых и грузовых кораблей "Союз ТМ", "Прогресс М" и
"Прогресс М1", отметил, что это уникальное космическое
сооружение находится в работоспособном состоянии и способно
продолжать управляемый орбитальный полет как в пилотируемом,
так и в беспилотном режимах до завершения первого этапа
развертывания Международной космической станции при условии
своевременного поступления необходимых объемов ассигнований.
Учитывая снижение орбиты комплекса "Мир" и в целях
исключения его неуправляемого схода с орбиты, Совет Главных
конструкторов принял предложение РКК "Энергия" им. С.П.
Королева - головного предприятия по пилотируемым программам
России - о запуске 16 октября 2000 года транспортного
грузового корабля "Прогресс М-43" для обеспечения дозаправки
объединенной двигательной установки комплекса и реализации
необходимых технических мероприятий по поддержанию его
орбиты до принятия решения Правительством РФ о дальнейшей
судьбе орбитального комплекса.
Совет наряду с этим одобрил предложение Корпорации
по подготовке грузового и пилотируемого кораблей "Прогресс
М1" и "Союз ТМ" для выполнения указанного решения
Правительства России.
В решении Совета Главных конструкторов особо
подчеркивается, что орбитальный комплекс "Мир" является
государственной собственностью и его дальнейшая программа
полета определяется поступлением средств и соответствующим
правительственным решением по осуществлению гарантированного
управляемого спуска комплекса с орбиты в безопасный район
акватории Мирового океана.
Совет отметил, что в течение трех оставшихся
месяцев 2000 года настоятельно необходимо обеспечить
погашение на регулярной основе государственного долга в
объеме около 600 млн. руб. за те работы, которые РКК
"Энергия" им. С.П. Королева и предприятия-соисполнители
выполнили в 1997-1998 гг. в рамках государственного заказа
по комплексу "Мир".
Не менее остро в решении Совета Главных
конструкторов поставлен вопрос о незамедлительном заключении
Росавиакосмосом государственного контракта за уже
проведенные работы по подготовке кораблей "Прогресс М1" и
"Союз ТМ" и ракет-носителей для них, а также за услуги
промышленных и специализированных предприятий и организаций,
что безусловно является крайне необходимым для реализации
предлагаемых технических мероприятий по программе работ
комплекса "Мир" в начале 2001 года.
В ходе работы Совета неоднократно указывалось, что
отсутствие указанного выше решения Правительства РФ по
проблеме комплекса "Мир", равно как и по проблеме
финансового обеспечения намеченной программы работ, влечет
за собой опасность появления такой чрезвычайной ситуации,
которую невозможно будет парировать из-за отсутствия
готовности технических средств, в результате чего полет
комплекса может преждевременно прекратиться его
неконтролируемым падением на Землю с непредсказуемыми
катастрофическими последствиями.
На заседании Совета Главных конструкторов
выступили его Председатель, Технический руководитель
пилотируемых программ России - генеральный конструктор РКК
"Энергия" им. С.П. Королева академик РАН Семенов Ю.П.,
заместитель генерального конструктора Григорьев Ю.И.,
ведущие специалисты Корпорации, ЦНИИ машиностроения и других
организаций.
В работе Совета принимали участие руководители и
специалисты РКК "Энергия" им. С.П. Королева, а также
предприятий и организаций-соисполнителей работ по
орбитальному комплексу "Мир", представители Российского
авиационно-космического агентства".
Александр Железняков