Последний раздел своих
"Наблюдений..." Кант посвящает особенностям
национального характера. Они не всегда точны,
порой спорны, большей частью оригинальны.
Испанец серьезен, скрытен,
правдив. У него гордая душа (самый простой
крестьянин проникнут сознанием собственного
достоинства перед лицом любого начальства), и он
склонен совершать скорее величественные, нежели
прекрасные поступки. Даже в личной жизни его
поведение обнаруживает высокомерие и какую-то
торжественность. Предвкушая встречу с
иностранцем, он оставит плуг и будет разгуливать
по пашне в плаще и при длинной шпаге, пока тот не
проедет мимо. Он гордится тем, что может не
работать. Влюбляясь, испанец ведет себя
причудливо: во время боя быков особым поклоном
приветствует свою повелительницу и бросается в
ее честь на опасное животное. Он жесток: об этом
свидетельствуют костры инквизиции.
У француза преобладает
чувство нравственно прекрасного. Он учтив,
приветлив, любезен, но быстро становится
фамильярным. Остроумие имеет для него
принципиальную ценность. Он мирный гражданин и
за притеснение мстит лишь сатирой. (Это было
сказано за четверть века до великой революции;
когда она случилась, Кант обнаружил в
национальном характере французов
"заразительный дух свободы, который вовлекает
в свою игру даже разум и в отношениях народа к
государству вызывает сокрушительный энтузиазм,
переходящий самые крайние границы").
Англичан отличает презрение ко всему
иноземному. Для своих соотечественников они
создают огромные благотворительные учреждения,
которых нет у других народов, но чужестранцу,
заброшенному на британскую землю и попавшему в
нужду, всегда грозит смерть под забором. Англичанин мало заботиться о
том, чтобы казаться остроумным или блистать
хорошими манерами, он держится особняком и даже у
себя на родине предпочитает обедать в
одиночестве, так как за общим столом требуется
хотя бы минимальная вежливость. Он рассудителен
и степенен. Постоянен порой до упрямства, смел и
решителен до безрассудства. Легко становится
чудаком, но не из тщеславия, а потому, что ему нет
дела до других...
Немец удачно сочетает чувства
возвышенного и прекрасного. Он методичен во всем,
даже в любви. Честность, прилежание, любовь к
порядку - немецкие добродетели. Кант ощущал себя
немцем. Гордился этим, но без тени самодовольства
и кичливости... Может быть, вглядываясь в свои
сокровенные глубины, Кант находил у немцев
готовность ужиться с любым деспотическим
режимом. Немец легче всех и продолжительнее всех
подчиняется правительству, под властью которого
он живет, ему не приходит в голову ни
сопротивляться существующему порядку, ни
придумывать новый. У немцев прямо-таки страсть к
классификации и субординации, они неистощимы в
усовершенствовании табели о рангах,
"хлопотствуют из чистого педантизма",
сооружая между теми, кто повелевает, и теми, кто
повинуется, целую лестницу званий и титулов,
каждой ступени которой соответствует четко
определенная степень общественного авторитета.
Арабы представляют собой как бы
испанцев Востока, персы - французы Азии, японцы
- ее англичане. Для индийцев и китайцев
Кант не находит европейского эквивалента. Об африканцах
он судит с пренебрежением, особенно осуждая их за
третирование женщин. "Трусливый человек
всегда бывает строгим господином над более
слабым, подобно тому, как у нас всегда бывает на
кухне тираном тот, кто вне своего дома едва
решается попасться кому-нибудь на глаза". С
восхищением Кант пишет об индейцах: "Никто
среди диких не отличается столь возвышенным
характером, как аборигены Северной Америки. У них
сильно развито чувство чести. В уважении к
женщине они превосходят даже нашу образованную
часть света. Женщины там повелевают, оплачивая,
правда, свои преимущества дорогой ценой: они
несут на себе всю тяжесть домашних дел и
участвуют во всех мужских работах". Как у нас,
не правда ли?
Информация к размышлению
Сам Кант был ни немцем, ни шотландцем, как
многие считают (так как его дочери вышли замуж за
шотландцев), он прибалтиец (его прадед -
балтийских кровей, из Латвии).
* * *Безусловно, существуют определенные
национально-психологические различия,
особенности в типе личности, темперамента и пр.
Например, у японцев, в отличие, скажем, от
американцев, наблюдается высокая потребность в
достижении целей, опирающаяся на групповую
принадлежность. Это объясняется сохранением в
Японии традиционной структуры семьи и тем, что в
воспитании детей подчеркивается не столько
желание личного успеха, сколько требование не
посрамить свою семью, род, группу. Юного японца
учат не отставать от других, американца же - что
он должен обязательно опередить всех. Японец
стремится всегда быть вместе с другими, и в то же
время он менее раскован, ему не хватает
психологической открытости, для него характерны
коммуникативная ранимость и одиночество.
* * *У европейских народов каноны дружбы иные.
Сдержанность англичанина противопоставлена
страстной натуре итальянца или же
сентиментальности немца. Последний идет на
разговор, как на исповедь. Британец в отношениях
с друзьями, как и с членами собственной семьи,
всегда немного отчужден. (В то время как дефицит
интимности у японца связан с недостаточной
независимостью личности от группы). Сдержанность
англичан - результат чрезмерного стремления к
автономии. Датчане, в противоположность тем же
американцам, дружат интенсивнее - их дружба чаще
бывает взаимной, и у них больше общих черт с их
друзьями, чем у американцев...
* * *Дружба как таковая у разных народов зависит не
столько от уровня их социально-экономического
развития, сколько от особенностей их культуры. У
многих формы дружбы связаны с родством. У
полинезийского народа маори
друзьями считаются только родственники. А вот
папуасы телефолмин даже свои
отношения с кровными родственниками
предпочитают описывать как дружеские. Дагомейцы,
а также мужчины племени квома (Новая Гвинея) должны иметь троих
друзей. Иная традиция у полинезийцев тикопия
(Соломоновы острова): здесь дружба
связывает только мужчин и выполняет
экономические функции. У индейцев навахо
ритуализованная дружба возможна не только между
мужчинами, но и между мужчиной и женщиной. У
индейцев квакьютль лучший друг
является посредником между молодым человеком и
девушкой, к которой он сватается... |