Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1151979&uri=3097.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 11:52:39 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Испанец серьезен, француз учтив, англичанин...
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
ИСПАНЕЦ СЕРЬЕЗЕН, ФРАНЦУЗ УЧТИВ, АНГЛИЧАНИН...

В 1764 г. вышел в свет трактат И.Канта "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного", где великий философ рассуждал об особенностях характера мужского и женского, различиях в темпераментах и влиянии национальной принадлежности на поведение человека.
Последний раздел своих "Наблюдений..." Кант посвящает особенностям национального характера. Они не всегда точны, порой спорны, большей частью оригинальны.

Испанец серьезен, скрытен, правдив. У него гордая душа (самый простой крестьянин проникнут сознанием собственного достоинства перед лицом любого начальства), и он склонен совершать скорее величественные, нежели прекрасные поступки. Даже в личной жизни его поведение обнаруживает высокомерие и какую-то торжественность. Предвкушая встречу с иностранцем, он оставит плуг и будет разгуливать по пашне в плаще и при длинной шпаге, пока тот не проедет мимо. Он гордится тем, что может не работать. Влюбляясь, испанец ведет себя причудливо: во время боя быков особым поклоном приветствует свою повелительницу и бросается в ее честь на опасное животное. Он жесток: об этом свидетельствуют костры инквизиции.

У француза преобладает чувство нравственно прекрасного. Он учтив, приветлив, любезен, но быстро становится фамильярным. Остроумие имеет для него принципиальную ценность. Он мирный гражданин и за притеснение мстит лишь сатирой. (Это было сказано за четверть века до великой революции; когда она случилась, Кант обнаружил в национальном характере французов "заразительный дух свободы, который вовлекает в свою игру даже разум и в отношениях народа к государству вызывает сокрушительный энтузиазм, переходящий самые крайние границы").

Англичан
отличает презрение ко всему иноземному. Для своих соотечественников они создают огромные благотворительные учреждения, которых нет у других народов, но чужестранцу, заброшенному на британскую землю и попавшему в нужду, всегда грозит смерть под забором. Англичанин мало заботиться о том, чтобы казаться остроумным или блистать хорошими манерами, он держится особняком и даже у себя на родине предпочитает обедать в одиночестве, так как за общим столом требуется хотя бы минимальная вежливость. Он рассудителен и степенен. Постоянен порой до упрямства, смел и решителен до безрассудства. Легко становится чудаком, но не из тщеславия, а потому, что ему нет дела до других...

Немец
удачно сочетает чувства возвышенного и прекрасного. Он методичен во всем, даже в любви. Честность, прилежание, любовь к порядку - немецкие добродетели. Кант ощущал себя немцем. Гордился этим, но без тени самодовольства и кичливости... Может быть, вглядываясь в свои сокровенные глубины, Кант находил у немцев готовность ужиться с любым деспотическим режимом. Немец легче всех и продолжительнее всех подчиняется правительству, под властью которого он живет, ему не приходит в голову ни сопротивляться существующему порядку, ни придумывать новый. У немцев прямо-таки страсть к классификации и субординации, они неистощимы в усовершенствовании табели о рангах, "хлопотствуют из чистого педантизма", сооружая между теми, кто повелевает, и теми, кто повинуется, целую лестницу званий и титулов, каждой ступени которой соответствует четко определенная степень общественного авторитета.

Арабы
представляют собой как бы испанцев Востока, персы - французы Азии, японцы - ее англичане. Для индийцев и китайцев Кант не находит европейского эквивалента. Об африканцах он судит с пренебрежением, особенно осуждая их за третирование женщин. "Трусливый человек всегда бывает строгим господином над более слабым, подобно тому, как у нас всегда бывает на кухне тираном тот, кто вне своего дома едва решается попасться кому-нибудь на глаза". С восхищением Кант пишет об индейцах: "Никто среди диких не отличается столь возвышенным характером, как аборигены Северной Америки. У них сильно развито чувство чести. В уважении к женщине они превосходят даже нашу образованную часть света. Женщины там повелевают, оплачивая, правда, свои преимущества дорогой ценой: они несут на себе всю тяжесть домашних дел и участвуют во всех мужских работах". Как у нас, не правда ли?


Информация к размышлению

Сам Кант был ни немцем, ни шотландцем, как многие считают (так как его дочери вышли замуж за шотландцев), он прибалтиец (его прадед - балтийских кровей, из Латвии).

* * *Безусловно, существуют определенные национально-психологические различия, особенности в типе личности, темперамента и пр. Например, у японцев, в отличие, скажем, от американцев, наблюдается высокая потребность в достижении целей, опирающаяся на групповую принадлежность. Это объясняется сохранением в Японии традиционной структуры семьи и тем, что в воспитании детей подчеркивается не столько желание личного успеха, сколько требование не посрамить свою семью, род, группу. Юного японца учат не отставать от других, американца же - что он должен обязательно опередить всех. Японец стремится всегда быть вместе с другими, и в то же время он менее раскован, ему не хватает психологической открытости, для него характерны коммуникативная ранимость и одиночество.

* * *У европейских народов каноны дружбы иные. Сдержанность англичанина противопоставлена страстной натуре итальянца или же сентиментальности немца. Последний идет на разговор, как на исповедь. Британец в отношениях с друзьями, как и с членами собственной семьи, всегда немного отчужден. (В то время как дефицит интимности у японца связан с недостаточной независимостью личности от группы). Сдержанность англичан - результат чрезмерного стремления к автономии. Датчане, в противоположность тем же американцам, дружат интенсивнее - их дружба чаще бывает взаимной, и у них больше общих черт с их друзьями, чем у американцев...

* * *Дружба как таковая у разных народов зависит не столько от уровня их социально-экономического развития, сколько от особенностей их культуры. У многих формы дружбы связаны с родством. У полинезийского народа маори друзьями считаются только родственники. А вот папуасы телефолмин даже свои отношения с кровными родственниками предпочитают описывать как дружеские. Дагомейцы, а также мужчины племени квома (Новая Гвинея) должны иметь троих друзей. Иная традиция у полинезийцев тикопия (Соломоновы острова): здесь дружба связывает только мужчин и выполняет экономические функции. У индейцев навахо ритуализованная дружба возможна не только между мужчинами, но и между мужчиной и женщиной. У индейцев квакьютль лучший друг является посредником между молодым человеком и девушкой, к которой он сватается...

Кристина Хачатрян

? Центр средств массовой информации МГУ им. М. В. Ломоносова

 


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования