ПРОБЛЕМА
ЛЕССОВ
 |
Рис. 1.
Обнажение лессовых пород на территории Китая в
провинции Юньнань, образующих вертикальные
стенки и отдельные останцы, напоминающие стволы
деревьев. |
В научную литературу термин "лесс"
впервые был введен в 1823 году К. Леонардом и с
этого времени началась дискуссия по поводу его
происхождения и природы специфических свойств и,
прежде всего, просадочности. Первоначально под лессом понимали любые породы, в
которых более или менее выражены "лессовые"
признаки, такие как светло-палевый цвет,
пылеватый состав, наличие макропор. Некоторые
ученые, например, В.А. Обручев (1948), И.И. Трофимов
(1950) и другие связывали термин "лесс" с генезисом
породы. Они относили к лессу только те породы
со специфическим "лессовым" обликом, которые
имели эоловое происхождение, то есть
были накоплены в результате переноса мелких
минеральных частиц ветром. Другие похожие на
лессы породы, но с иным происхождением, они
относили к лессовидным. Многие исследователи
(Н.Я. Денисов, 1953; Г.А. Мавлянов, 1958; С.С. Морозов, 1951;
А.П. Павлов, 1899) понимали под лессом породу,
имеющую совокупность определенных
литологических признаков (светло-палевый цвет,
пылеватый состав, макропористость, отсутствие
слоистости, наличие большого количества
карбонатов) вне зависимости от ее происхождения.
Некоторые авторы, например, Г.А. Мавлянов (1958), Е.М.
Сергеев (1976) и другие считали, что основным
диагностическим признаком лесса является его
просадочность. В некоторых случаях просадочные
деформации в лессовых породах могут достигать
нескольких метров и приводить к
катастрофическим последствиям.
 |
Рис. 2.
Разрушение дорожного полотна шоссе,
проложенного на лессовых породах около г.
Ашхабад. |
На рис. 2 показан один из типичных примеров
подобного поведения лессовых пород, залегающих в
основании дорожного полотна шоссе, проложенного
около г. Ашхабада в Туркмении. После увлажнения
этих пород водами селевого потока произошло
резкое снижение их прочности и последующее
уплотнение (просадка) под действием собственного
веса. Все это привело к полному разрушению
участка дороги.
В настоящее время к лессам относится
однородная, неслоистая, сильно пылеватая
(содержание фракций 0,005 - 0,05 мм более 50%), пористая
(пористость более 42%), часто имеющая макропоры
маловлажная порода, проявляющая просадку
при замачивании ("Лессовые породы СССР", 1986).
Лесс подразделяется на просадочный, при
природном давлении, и проявляющий просадочность
при дополнительных нагрузках. Лессовые породы, для
которых не характерны перечисленные признаки,
следует отнести к лессовидным.
Как следует из всего сказанного, до
сих пор нет единой точки зрения на точное
определение термина "лесс", или "лессовые
породы". Тем не менее широкое распространение,
специфичность свойств и многочисленность
проблем, связанных со строительством на этих
породах заставляет исследователей продолжать
работу над этим вопросом. В данной статье автор
попытался рассмотреть проблему лессов в
основном с инженерно-геологических позиций, упор
делается на объяснение читателям природы одного
из основных специфических свойств лессов - их
просадочности.
Следующая страница
Написать комментарий
|