Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1157548&s=260000107
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 08:28:33 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Психологические феномены практики ци гун
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> Биология >> Нейробиология | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
Психологические феномены практики ци гун Психологические феномены практики ци гун
11.12.2000 0:00 | Брэйн.ру
    В настоящее время наблюдается повышенный интерес к различным системам восточных психофизиологических практик, в том числе и к их китайской разновидности - ци гун. Открывается многочисленные школы и секции, прилавки завалены огромным количеством литературы, как правило, популярного содержания.

Подобное распространение релаксационных практик среди населения, безусловно благоприятно, но имеет и негативные последствия, связанные, большей частью, с низкой квалификацией преподавателей, начинающих свою "учительскую" деятельность не имея необходимых опыта и знаний. Зачастую, излишне мистифицируя как саму практику, так и связанные с ней изменения в сознании и организме практикующих, они создают устойчивые "иллюзии", которые в традиционных (китайских) источниках считаются препятствием на пути совершенствования.

Попробуем разобрать некоторые феномены (проявления), связанные с практикой ци гун, с точки зрения психофизиологии и психологии, не принимая в расчет традиционные аспекты, но не в силу их некорректности, а в силу большой специфичности языка их описания.

Для удобства разбора феноменов введем условную классификацию:

Феномены, возникающие непосредственно во время практики ци гун, затрагивающие больше психофизиологическую сферу.
Феномены отсроченного действия, больше затрагивающие психическую сферу.

Разберем сейчас первую группу феноменов на примере упражнения "ян ци" (вскармливание ци) для конкретной иллюстрации. Не вдаваясь в концепцию самого упражнения, кратко опишем его выполнение. Занимающийся садится в любую позу (на стуле, по-турецки или в позу лотоса) с прямой спиной, руки кладет ладонями на область пупка, накрывая одну руку другой; при этом практикующий представляет себе в глубине живота под ладонями теплый красный шар, размером примерно с апельсин. Глаза должны быть закрыты.

Во время выполнения это упражнения, искусственно создаются условия контролируемой (произвольно прерываемой) сенсорной депривации, т.е. закрытые глаза обуславливают прекращение получения стимулов визуальной модальности, тихое место для практики или тихая привычная музыка - аудиальной модальности, привычная и неподвижная поза - тактильной, привычные курительные палочки - обонятельной. Особое значение имеют именно привычные или обычные стимулы, так как неизменный стимул, во- первых: вызывает привыкание и перестает восприниматься как тревожащий, а во-вторых: создает внешние условия, ассоциируемые с занятиями, и способствующие более быстрому достижению требуемого состояния сознания.

Далее, при выполнении "ян ци", практикующий представляет себе конкретный образ, гештальт или паттерн, красного теплого шара. Красный цвет и тепло обычно ассоциируются у человека вместе, поэтому образ именно такой бимодальности легче всего представить. Поскольку в поле сознания имеется определенный образ, то в коре головного мозга должен возникать очаг или несколько возбуждения (доминанта), что подтверждается ЭЭГ исследованиями практикующих ци гун. Причем стабильность этой доминанты должна увеличиваться вместе с опытом (тренированностью) практикующего.

Итак, мы имеем два фактора: условия сенсорной депривации и одну или несколько стабильных доминант в коре головного мозга. Показанно, что в условиях депривации будет происходить растормаживание коры, которое обычно может проявляется в виде галлюцинаций (не соответствующих действительности, но воспринимаемых сознанием), причем в любом виде: тактильные ощущения (ползанье мурашек, теплые потоки и т.п.), зрительные (световые вспышки, лица, люди и т.п.), звуковые (шумы, музыка, голоса) и проч. Однако "созерцание" определенного образа, обеспечиваемое соответствующими ему доминантами в коре головного мозга могут вызывать латеральное торможение коры. Таким образом имеются две противоположно направленные тенденции - к растормаживанию коры и к затормаживанию.

Если практикующий будет "увлекаться" различного рода образами и галлюцинациями (а такие "увлечения", к сожалению, даже поощряются некомпетентными инструкторами, которые интерпретируют их как разного рода особые проявления, "открытие каналов" и проч.), то он будет, с одной стороны, отвлекаться от основного образа, а ведь именно четкое его удержание в поле сознания является традиционным критерием правильности выполнения данного упражнения.

С другой стороны, при условии сильного контроля образа возможен процесс общей генерализации коры, когда в процесс "созерцания" вовлекаются все большие участки коры, что будет приводить вместо расслабления к перевозбуждению.

Таким образом, при выполнении такого рода упражнений необходимо избегать крайностей как слишком сильной концентрации, так и увлечения различного рода феноменами, что в восточной традиции выражается в концепции соблюдения баланса полярных сил инь-ян.

Как видно из вышеизложенного, традиционные требования к строгости выполнения упражнений находят подтверждение и в свете современных взглядов на психофизиологию особых (медитативных) состояний сознания.

О феноменах отсроченного воздействия релаксационных техник мы поговорим в следующей статье (см. на www.brain.ru).

Лобусов Е. В. 2000

Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования