Франция -- одна из ведущих
математических держав, с давними
математическими традициями и с
процветающей ныне математической
школой. Список великих французских
математиков открывает в XV веке
алгебраист (и дешифровщик
тайнописи при дворе Генриха
IV) Виет; в этом списке
стоят такие известные вам имена как
Паскаль, Декарт, Даламбер,
Коши, Лагранж,
Лаплас, Галуа,
Пуанкаре, Борель, Лебег.
Из четырех медалей Филдса1, присужденных в 1994
г., три получили французы (Ж. Бургэн, Ж.-К. Йоккоз и Ж.-П. Лионс). Четвертую
медаль получил Е.
Зельманов, представитель
советской математической школы,
ныне работающий в США. За этими
успехами стоят многовековые
традиции, централизованная и
продуманная система обучения
математике, очень не похожая на
нашу. Об этих традициях и системе
обучения -- наш рассказ.
Школьные и университетские
традиции во Франции восходят к
глубокому средневековью и связаны
с просветительской ролью католической
церкви (знаменитая парижская Сорбонна была
основана в XIII веке епископом де
Сорбон). Реорганизация начальной,
средней и высшей школы была
осуществлена Наполеоном2 в
начале XIX века, но свой современный
вид ("внеконфессиональная,
обязательная, бесплатная")
французская школа приобрела лишь в
конце прошлого века в результате
реформ великого просветителя Жюля Ферри (1832--1893)
и самозабвенных усилий целого
поколения передовой
антиклерикальной интеллигенции,
учителей, " ушедших в народ" не
на словах, а на деле.
Со времен
Наполеона в традиции школы в целом
входит высокая степень
централизации, демократизм,
рационализм, объективность и
крайняя формализация процесса
обучения, достаточно хороший и
ровный уровень подготовки
учителей. Эти черты очень заметно
сказываются и на преподавании
математики. Демократизм и
централизация -- в единой программе
по математике для всех школ и
учащихся " метрополии и
заморских территорий", едином
выпускном экзамене по математике
для всех учащихся. В один и тот же
день, час и минуту во всех школах
Франции преподаватель, проводящий
экзамен, разбивает сургучную
печать присланного из Парижа
конверта и раздает выпускникам
единый вариант письменного
экзамена, утвержденный
министерством национального
просвещения. Несколько сот тысяч
учащихся по всей метрополии
одновременно пишут на специальном
зашифрованном бланке свой ответ на
один и тот же вопрос по теории и
решают один и тот же цикл задач
возрастающей сложности. Формализм
и объективность -- как в характере
изложения самого курса математики
(значительно более абстрактного и
формализованного, чем в России), так
и во взаимоотношениях между
учителями и школьниками, в
частности при проверке знаний (где
все тоже очень регламентировано,
притом достаточно четко).
Демократизм и рационализм -- во
вседоступности и бесплатности не
только школьного, но и вузовского
образования, в единообразии
подготовки учителей. Обстановка на
уроке, особенно в старших классах,
как правило, достаточно жесткая, и
сводится либо к опросу, либо к
монологу учителя (во время которого
большинство учеников ведет
аккуратные записи), либо к
письменной контрольной3.
1 Медаль
Филдса, наиболее престижпая
награда в области математических
исследований, присуждается раз в 4
года Международным Союзом
Математиков; как и Нобелевская
премия (которой математиков не
награждают), эта медаль -- высшее
признание научных заслуг.
2
Великий полководец и политический
деятель Бонапарт обладал
незаурядными математическими
способностями, отмеченными Лапласом при его
поступлении в военное училище; в
истории математики он известен как
автор теоремы Наполеона.
3
Автор, окончивший с отличием
французскую среднюю школу, видимо
здесь пишет исходя из личного опыта
(Прим. ред.).
Следующий раздел
Написать комментарий
|