Идея
социального равенства,
провозглашенного Великой
французской революцией, очень
четко осуществлена в действующей
ныне во Франции начальной и средней
школе. Школьник может учиться
только в школе того учебного
округа, того микрорайона, где он
проживает. Какие-то школы и лицеи,
разумеется, лучше, чем соседние, но
нет ничего похожего на наши
"элитарные" английские или
математические школы, в которые
ежегодно происходит "конкурс
родителей", стремящихся любой
ценой запихнуть свое чадо в
престижное заведение. Есть и
некоторые исключения, например
парижский лицей Louis-le-Grand (Людовика
Великого), в котором традиционно
работают лучшие учителя математики
Франции, а ученики иногда
составляли половину "сборной
Франции" по математике на ММО.
Формально, однако, это лишь лицей
некоторого микрорайона Парижа.
Интересно, что некоторые родители
специально снимают квартиры в этом
микрорайоне, чтобы их любимый
ребенок мог учиться в
замечательном лицее!
Важно отметить, что не все
учащиеся, окончившие среднюю школу,
получают аттестат зрелости. В итоге
экзамена на бакалавра,
происходящего в июле (и пересдачи
осенью), от 10 до 15 процентов
школьников получают не аттестат, а
справку об окончании школы, не
дающую права учиться в
университете. (Повторяю: любой
учащийся, получивший аттестат,
имеет право продолжить свое
образование в университете, притом
бесплатно.) Поэтому завал экзаменов
на аттестат (например, избалованным
отпрыском богатых родителей) часто
является семейной трагедией.
Отсутствие элитарных средних
школ и полная эгалитарность и
демократичность доступа к началу
университетского образования
вовсе не означает отсутствие во
Франции "математической
элиты". Напротив. Во Франции
математики-исследователи четко
делятся на две категории: те, кто
учился в ENS rue d'Ulm, и все
остальные. Выпускники этой
престижной школы обвиняются в том,
что они считают себя сливками
французской математики, а всех
других -- математиками второго
сорта. Характерно, что выпускники rue
d'Ulm, в том числе получившие
высочайшие академические звания,
на обложках своих математических
книг после фамилии пишут только
"бывший ученик ENS rue d'Ulm"! К
сожалению, этот парижский снобизм,
снобизм rue d'Ulm, действительно
существует, а другие математики, в
том числе известные во всем мире
исследователи, так всю жизнь несут
с собой комплекс неполноценности
"не сумевших поступить".
Исключительность выпускников rue
d'Ulm не следует преувеличивать. Мне
приходилось работать с аспирантами
этой элитарной школы -- это хорошо
обученные, работоспособные молодые
люди, но они, пожалуй, слабее, чем,
скажем (более молодые) аспиранты Независимого
Московского университета, с
которыми мне тоже посчастливилось
общаться. Для французских
аспирантов с rue d'Ulm, как впрочем и
для всей французской
математической школы, характерен
более абстрактно-формальный и
алгебраически-структурный подход к
математике, чем у аспирантов из
России или, скажем, из США.
Большинство французских
аспирантов предпочитают не решать
задачи, а строить математические
теории, больше интересуются
обобщениями, чем приложениями1.
В академических кругах отмечают,
что административную власть по
математике во французской высшей
школе и научных учреждениях
"захватила парижская мафия с rue
d'Ulm". Налицо полная победа
меритократии2.
При этом критики системы отмечают
ее излишнюю жесткость, приводящую к
разбиению математиков на два
лагеря; эту ситуацию объясняют
недостаточной гибкостью,
отсутствием высших школ "
средней престижности" (каковые
имеются, скажем, в США или
Великобритании).
Такова французская
математическая пирамида -- от
скромного (но не лишенного чувства
собственного достоинства)
школьного учителя начальных
классов до знающего себе цену
(порой с преувеличением)
математика-исследователя,
выпускника Эколь Нормаль Сюперьер.
Отношение к математике
французского школьника
определяется четким и
формализованным стилем ее
преподавания на всех уровнях. Тех
из них, кто интересуется этим
предметом особо, ждет массовое,
централизованное, жесткое
соревнование за достижение вершины
пирамиды.
1 И
здесь дело не обходится без
исключений. Недавний лауреат медали Филдса Бургэн знаменит тем,
что больше всего любит решать
задачи, буквально клянчит их у
своих коллег.
2
Меритократия -- "власть
достойных" (сост.).
Написать комментарий
|