В Калифорнии аппарат губернатора
объявил, что будет выделено 250
миллионов долларов на новые
учебники по математике (по 60
долларов на каждого ученика).
Законодатели контролируют процесс
работы над программами, так что
через 90 дней вступят в силу новые
критерии, разработанные советом по
образованию этим летом. Это
означает, что школы будут вынуждены
использовать материалы, основанных
на "трехэтапном" принципе,
названном в докладе Карнайна самым
удачным:
(1) Отработка навыков под прямым
руководством учителя.
(2) Ученик работает, учитель
помогает.
(3) Ученик практикуется
самостоятельно.
В недавних публичных спорах с
комиссией по стандартам члены
совета по образованию заявили, что
"ужасные" математические
программы для начальных школ,
основанные с самого начала на
самостоятельной работе учащихся ("манипулятивная
педагогика"), должны быть
отменены немедленно. Как все это
повлияет на будущее, зависит от
законодателей.
На общенациональном уровне
стандарты обсуждались на съезде
Американского математического
общества и Американской
математической ассоциации,
состоявшемся в Балтиморе в январе
1988 года. Национальный совет
учителей математики поручил шести
исследовательским группам,
составленным из математиков,
провести экспертную оценку
стандартов (некоторые материалы
этих групп можно найти по адресу http://www.maa.org). Многие
математики высоко оценили
деятельность Национального совета
по разработке стандартов; как
достоинство было отмечено то, что
Совет занялся действительно
важными проблемами в
математическом образовании,
принимал во внимание нужды всех
учащихся и привлекал к работе над
стандартами как математиков, так и
нематематиков (Ross,
1998). В то же время были высказаны
различные пожелания: например, что
стандарты должны быть менее
подвержены неправильным
толкованиям, поскольку под
знаменем следования стандартам
можно добиться многого. Кроме того,
из стандартнов должно быть понятно,
что математика -- это не всегда
радость и удовольствие, что она не
всегда легка, и что это неправда,
что только избранные в состоянии
учить математику (Ross,
1998, p. 4). Другие комментаторы
выражали взгляды, сходные со
взглядами Ву: напрмер, то, что
стандарты должны быть укорочены и
уточнены, и в них должно уделяться
больше внимания логике и
рассуждениям. Тема решения задач, о
которой столько говорилось выше,
была также предметом обсуждения.
Однако же исследовательские группы
могут только давать рекомендации
Национальному совету.
Окончательная версия Стандартов
("Стандарты-2000") должна быть
выработана в 2000 году.
Кроме этих проблем, есть другие,
не менее важные. В частности, надо
понять, как приучить школьников к
точному математическому языку и
логическим рассуждениям (от
неформальных соображений до
доказательства), в каких классах и в
какой мере стоит этот язык вводить,
как помочь школьникам с ним
освоиться, и в какой мере задачи с
практическим содержанием помогают
этому, а в какой -- мешают. Кроме
того, помимо содержания программы,
остается нерешенным вопрос о том,
как готовить учителей.
Переподготовка учителей ведется
недостаточно, а программы их
вузовской подготовки нуждаются в
пересмотре. Чтобы использовать
новую программу, учителя должны
лучше, чем раньше, понимать как саму
математику, так и то, какой подход
может использовать тот или иной
ученик. Наконец, ряд лиц считают,
что необходимо еще раз продумать, в
каких случаях обучение, основанное
на сотрудничестве, будет
эффективно, а в каких -- нет, и, более
общо, какое влияние на обучение
оказывает конструктивистское
мышление (Kilpatrick,
1997).
Министр образования США Ричард У. Райли
озабочен тем, что споры вокруг
реформ выявили глубокий раскол. На
балтиморском съезде он сказал
следующее: "Я лишний раз
убедился, что необходимо проложить
конец опасной и недальновидной
практике политических игр вокруг
образования. Если мы будем
продолжать эту войну, то потеряем
то, что мы успели приобрести, а в
проигрыше окажутся в первую
очередь американские школьники"
(Riley, 1998).
Говоря о "математических
войнах" в Калифорнии, он
продолжил: "Позвольте мне
заметить, что эта тенденция меня
очень тревожит, и что очень плохо,
когда люди, занимающиеся
образованием, критикуют своих
оппонентов неконструктивным и
непродуктивным образом. То, что
разные люди имеют разные мнения по
поводу методики преподавания и
содержания программ, -- совершенно
нормально. Но полемику необходимо
вести вежливо и конструктивно."
Возможно, "математические
войны" в Калифорнии принесли в
конечном счете и некоторую пользу.
Во всяком случае, они
продемонстрировали нам, чего не
надо будет делать, когда в будущем
мы снова будем реформировать
школьное образование -- на благо
учеников.
Список литературы
Написать комментарий
|