До начала эры "новой
математики" школьное
образование в странах третьего
мира было таким же, как и в других
странах. В качестве примера можно
взять Египет,
где проходит настоящая
конференция. В Египте математика в
начальной школе была в основном
представлена арифметикой. На
первых годах обучения в средней
школе изучались арифметика,
алгебра, планиметрия, а
позже алгебра, планиметрия,
стереометрия, тригонометрия
и аналитическая
геометрия. В течение шести первых
лет, когда дети учились в начальной
школе, они использовали учебники по
арифметике. В средней школе каждая
ветвь математики имела свой
собственный учебник и свои
собственные часы в расписании.
Однако начиная с 50-х годов с 7-го
класса (начало средней школы) все
математические науки объединились
и изучались по одному учебнику,
который назывался "Общая
математика". Кроме того, с 50-х
годов курс элементарного математического
анализа начал преподаваться
только в последнем, 12 классе
средней школы. Наконец, с 1950 года в
предпоследнем, 11 классе средней
школы ввели курс истории
математики.
С конца 60-х годов Египет, как и
другие арабские страны, был
вовлечен в поддерживаемый ЮНЕСКО проект
"Новая математика". В
соответствии с новой программой
были написаны учебники для
последних трех лет средней школы
(10-12 классы), в разработке которых
приняло участие 22 человека. Восемь
из них были не из арабских стран.
Это были: Х. Фер (Columbia University), Дж. Фей
(University of Maryland), М. Хостад (National Board of
Education, Stockholm), К. Хоуп (Worcester Training College),
М. Йелинек (UNRWA/UNESCO, Beorut), Д. Курепа
(Белградцкий университет), Ф. Ватсон
(University of Keel) и П. Уайт (University of Southern
California). Эти учебники первоначально
были написаны по-английски, а затем
переведены на арабский. Учебник для
10 класса был написан в 1970 году. До
того, как был готов перевод, в
сентябре 1970 года три
государственные школы из 310 и три
небольшие частные школы начали
изучать первые главы из учебника,
пока еще не имея его (эти главы были
им присланы по частям позднее).
Участники проекта " новая
математика" работали не только с
энтузиазмом, но и с гордостью, что
они представители этого движения.
Но и эти чувтва не затмили их
недовольства структурой новых
учебников. Одной из главных причин
недовольства была бедность
геометрического образования. Трех
тем по геометрии, включенных в
новые учебники -- аффинная
геометрия, перемещения и геометрия
на координатной плоскости -- было
недостаточно, чтобы заменить
еженедельные уроки по евклидовой
и аналитической
геометрии, предпологаемые
прежней программой.
Египетские ученики, которые
начали пользоваться новыми
учебниками в старших классах
средней школы, закончили школы в 1973
году. В 1974 году, в рамках проекта
АЛЕСКО (арабская ЮНЕСКО), был
написан в духе " новой
математики" учебник для 7 класса
-- первого в средней школе. Все
восемь авторов этой книги были
арабами. Среди них были математики,
методисты и министерские
чиновники. Этот учебник был смесью
традиционной программы и " новой
математики". Больше половины
книги было посвящено евклидовой
геометрии. Новым в геометрической
части было использование теоретико
обозначения и обозначений Гильберта для
сегмента, луча, прямой и меры угла. К
концу 70-х годов эра " новой
математики" была для Египта в
прошлом. " Новая математика"
медленно распространялась в Египте
с начала до конца 70-х годов.
Например, в 1970 году она охватывала
только три государственные средние
школы, в 1973 -- уже 12, а в 1976 -- 13 школ [6].
Таким образом, из-за того, что эра
" новой математики" в Египте
была столь недолгой, большинство
учителей математики все еще могли
преподавать ее по традиционной
программе. Среди них было множество
сильных учителей геометрии. В наши
дни образование в Египте почти
такое же, какое оно было до начала
эры " новой математики".
Некоторые остатки "новой
математики" можно наблюдать в
египетских учебниках и по сей день.
Среди них есть и разумные вещи,
например, упомянутые выше
обозначения. Учебники для
начальной школы стали намного
богаче, чем когда-либо раньше,
потому что главную их часть
составляет элементарная евклидова
геометрия. Большинство учеников
первых классов средней школы
смогут доказать несуществование
треугольника, упомянутого в
разделе 4.2, несколькими способами, и
они легко найдут точку внутри
треугольника, о которой шла речь в
разделе 4.3. Это достигнуто
благодаря тому, что математика
изучается как структура.
Происходит не только изучение
теорем: у школьников
нарабатывается богатый опыт
решения различных задач, а в
результате развивается дедуктивное
мышление, причем именно тогда,
когда это нужно: на этапе
формальных операций, в
терминологии Пиаже.
При этом заметим, что решение задач
из пунктов 4.2 и 4.3 составило бы
проблему не только для учеников, но
и для преподавателей в западных
школах.
Следующий раздел
Написать комментарий
|