В XVII--XVIII веках математика в
Европе, а затем и в России,
становится неотъемлемой частью
элитного образования. В Росии в 1747
году 30 студентов в Академии и 20
учеников в гимназии. Только самые
лучшие ученики -- а таких было очень
немного -- имели возможность
продолжить свое образование в
университете, и из небольшого
количества студентов университета
вырастало небольшое количество
математиков -- профессоров и
академиков [3, с. 5--6], [2, с. 7].
Войны, шедшие в Европе в
начале XIX века, побуждают
правительства всех стран создать
начальные школы для широкой
публики -- поскольку во всех
европейских странах было осознано,
как важно развивать чувство
национального единства [6, с. 35--36].
Развитие демократии
и рост потребности в образованных
работниках, отвечающих
требованиям, выдвигаемым
промышленной революцией, подняли
престиж общедоступных школ, и в
течение последних трех десятилетий
XIX столетия современное
образование распространилось в
Западной Европе. В какой-то степени
аналогичные процессы происходили и
в России, особенно после выхода в 1860
году книг К. Д.
Ушинского "Родное Слово" и
"Детский Мир".
Но возникновение общедоступных
школ принесло и новые проблемы,
особенно когда образование стало
обязательным. Самой большой
проблемой был значительный рост
числа школьников. Раньше лишь
небольшое число учащихся
заканчивало среднюю школу, и
математику им преподавало
небольшое число учителей, часть
которых были выдающимися
математиками. Когда же среднее
образование стало массовым,
преподавателей стало не хватать, и
новые преподаватели были в среднем
менее компетентны. Еще более
серьезной была проблема
преподавания математики в средних
классах школы. В XIX веке были
созданы так называемые нормальные
школы ( coles normales),
предназначенные для подготовки
таких учителей. Здесь слово
"нормальный" подразумевает
нормы обеспечения образованием
большинства населения. Эти нормы,
однако, не предусматривали
развития способностей -- акцент
делался на подготовку учащихся к
жизни в обществе. Когда образование
стало массовым, пришлось
привлекать менее компетентных
учителей.
Ситуация, когда массы обучают
массы, представляла собой угрозу
математической культуре, особенно
с учетом того, что среднее
образование тоже стало массовым [7].
Главная проблема состояла в том,
чтобы не утратить уровень,
достигнутый в ту эпоху, когда элита
обучала элиту.
Для решения этой проблемы в 1908
году в Риме на Четвертом
международном конгрессе
математиков была принята резолюция
о создании международной
комиссии по преподаванию
математики (ICMI --
International Commission on Mathematical Instruction), в
которую вошли представители от
Англии, Германии и Швейцарии.
Главная задача этой комиссии
заключалась в обеспечении лучшего
математического образования на
всех уровнях [8, с. 38].
В России, напротив, образование
проникало в массы очень медленно.
Новых школ, особенно массовых,
открывалось мало. Образование в
России продолжало быть
образованием для элиты, и
преподаватели также принадлежали к
элите и обладали довольно высокой
квалификацией. Такое положение не
замедлило сказаться: первая
математическая олимпиада для
школьников была проведена именно в
России в 1886 году, на несколько лет
раньше, чем олимпиады состоялись в
Румынии и Венгрии (1894 год) [9, с. 3].
Один из самых известных российских
учителей математики -- не кто иной,
как К. Э. Циолковский
(1857--1935), проведший в начале XX века
теоретическое исследование
космических полетов. Циолковский
вошел в историю как один из первых
разработчиков многоступенчатых
ракет, и его работами в течение
многих лет пользовались
специалисты по ракетной технике,
особенно в США и Европе.
Следующий раздел
Написать комментарий
|