Начиная
с 1958 года в Западной Европе в курс
обучения математики было введено
множество инноваций, благодаря
которым математическое
образование стало более
разнообразным, чем когда-либо
раньше. Эти инновации стали
предметом нескольких исследований,
в том числе "Curriculum Development in
Mathematics" (развитие программ
обучения математике) Хаусона,
Кейтела и Килпатрика (1981 год). Это
исследование показывает, что
программы обучения математике
разнятся не только от страны к
стране, но и внутри одной и той же
страны [1, с. 35--48]. Данная статья
более подробно расскрывает эту
тему, причем мы сосредоточим
внимание на между двумя группами
стран, которые выше были названы
"Восточными" и
"Западными". Тем самым мы не
будем много говорить о различиях,
имеющихся внутри каждой из этих
групп. Мы также исследуем аспекты
сходства обеих групп, имевшего
место до 1958 года. История
математического образования
показывает, что до 1958 года
множество причин приводило к тому,
что математика везде преподавалась
более или менее одинаково. Даже в
наши дни автор, как и многие другие,
то и дело обнаруживает, что какой-то
прием, изобретенный им для изучения
определенной темы, был открыт
кем-то еще на другом конце земного
шара. Причина кроется в единстве
математики которое оказывает
влияние на всех преподавателей и,
будем надеяться, будет продолжать
оказывать это влияние в будущем.
Изменения,
начавшиеся в политической жизни
Европы в 1989 году, спровоцировали
возникновения споров о значении
понятий "восточный" и
"западный". Можно, тем не менее,
утверждать, что для наших целей эти
термины наиболее пригодны.
Например, в Венгрии, которая,
подобно западным странам, в
шестидесятых-семидесятых годах
обучала школьников по программе
типа "Новая математика",
программы по математике все еще
близки к программам, принятым в
России -- типичном представителе
восточных стран. Политические
изменения в Европе не привели к
тому, что в так называемых
социалистических странах
изменилось сразу все. В них
преобладют традиционные взгляды на
преподавание математики.
Бесспорно, даже внутри какой-то
одной страны математическое
образование отличается
разнообразием, но когда мы изучаем
причины различий между восточным и
западным типами образования, мы
фактически ищем то, что объединяет
математическое образование внутри
каждой из групп этих стран. Более
того, мы вынуждены выбрать по одной
стране-представителю из каждой
группы, чтобы сделать обсуждение
более конкретным. Россия --
несомненно, наиболее подходящий
представитель стран восточной
группы. К тому же история развития
математики в России помогает
понять современное математическое
образование и одновременно дает
некоторе объяснение единству
математического образования в
обеих группах, имевшему место до 1958
года. Изменение принципов
математического образования в
западных странах были тесно
связаны с космической гонкой, так
что в качестве типичной западной
страны мы будем рассматривать США
(это не означает, что о других
западных странах речь вообще не
пойдет). Обсуждение
математического образования
подразумевает более широкий смысл
слов "западный" и
"восточный", чем просто
географическое положение. В
какой-нибудь азиатской стране
математическое образование может
быть восточного типа, а в
какой-нибудь другой -- западного.
Следующий раздел
Написать комментарий
|