УДК
801.73: 808.2.
О.С.ЛЕПЕХОВА
Северодвинский
филиал Поморского государственного
университета им. М.В.Ломоносова
Ключевые слова: научный, филология, тезисы докладов, русская литература, теория литературы, текстология, Вс.Гаршин, поэтика, мифологема
|
Культурные концепты-числа,
цветообозначения, мифологемы играют
большую роль в реализации содержательно-концептуальной
и подтекстовой информации в произведениях
писателя. Несомненно, Гаршин был знаком с
символикой чисел и, надо полагать,
находился под ее влиянием. В этом убеждают
наблюдения над функционированием чисел в
таких его произведениях, как "Четыре дня",
"Ночь", "Красный цветок", "Надежда
Николаевна". В них в позиции выдвижения
находятся числа три, четыре, семь, восемь.
>Четыре дня, проведенные раненым Ивановым рядом с
убитым им феллахом, не могут не
восприниматься вне ассоциативной
сопряженности с четырьмя днями
евангельского Лазаря ("Сестра умершего,
Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо
четыре дня, как он во гробе". (Иоанн, 11, 39). Через
физические муки постигает Иванов смысл
евангельских заповедей "Люби ближнего
своего", "Не убий". Данная идейная
коллизия является основной не только в
рассказе "Четыре дня", но и в повести "Надежда
Николаевна". Более того, как и в рассказе,
так и в повести акцентирование
евангельских мотивов происходит не без
участия актуализируемого содержания
концептов чисел три, четыре. Надежда
Николаевна духовно преображается,
воскресает для иной, негреховной, жизни
после трех лет, проведенных в
страданиях от глубокого и мучительного
переживания своей греховности. Проходит три
месяца после убийства Бессонова Лопатиным
и последний убеждается в непреложности для
себя заповеди "не убий": "Но для
человеческой совести нет писаных законов,
нет учения о невменяемости, и я несу за свое
преступление казнь". Число четыре в
произведениях Гаршина выступает также как
средство актуализации межтекстовых
корреляций с произведениями Достоевского.
Так, Раскольников через четыре дня
после совершенного им убийства (и
самоубийства, согласно Достоевскому)
слушает историю про Лазаря,
которую читает ему Соня. И Раскольников
в эти минуты ощущает себя таким Лазарем: "Тут
и сам станешь юродивым! Заразительно!"
Интертекстовая корреляция с "Преступлением
и наказанием", реализуемая на основе
концептуального содержания числа семь,
обнаруживается в новелле Гаршина "Ночь".
Алексей Петрович (персонаж "Ночи")
отправляется за орудием самоубийства в седьмом
часу. Представляется вполне правомерным
привносить как в новеллу, так и в роман
Достоевского следующие культурные смыслы
концепта числа семь: в седьмом круге
ада караются совершившие насилие над
ближним (убийство), над собой (самоубийство),
против Бога (богохульство).
В новелле "Ночь" Алексей Петрович,
помещенный автором в замкнутое
пространство комнаты в восемь шагов,
мечется "из одного угла в другой, восемь
шагов туда и восемь назад, всякий раз мелькая в зеркале". Число
восемь, воспринимаемое в данном
контексте как символ замкнутого круга
пространства и времени, акцентирует идейно-нравственный
тупик персонажа, его психологический
кризис, обнаживший ложность, безобразие
всей его прежней жизни.
class="MsoNormal">О
символическом значении красного цветка в
одноименном рассказе Гаршина написано
много. Красный цветок в рассказе - это
воплощение зла, однако нельзя забывать, что
цветок воплощает в себе зло только в
воображении несчастного безумца. Как и в
других произведениях Гаршина, в "Красном
цветке" встает со всей остротой вопрос о
различении позиций автора и его героя. В
аспекте данной проблемы особо значимой
является следующая сцена из рассказа: "Больной
ходил, судорожно сжав руки у себя на груди
крестом: казалось, он хотел раздавить,
размозжить спрятанное на шее растение".
Нельзя не заметить сопряжения в данном
контексте культурных символов - креста и
цветка. Цветок - символ красоты -
распинается на кресте. Красота
уничтожается больным фанатиком. Не та ли
это красота, которая должна спасти мир? И в
этом случае обнаруживается явная
перекличка с Ф.М.Достоевским. Известно
негативное отношение Гаршина к
Достоевскому. Впрочем, известно и то, что
Гаршин, с некоторым даже удивлением
признавался: "Оказывается, я склонен и
способен разрабатывать его (Достоевского)
путь" (Гаршин В.М. Полн. собр. соч. М.; Л., 1934. Т.3.
С.156)
Написать комментарий
|