УДК 808.2: 801.563.1
Фактор говорящего в структуре текстовой скрепы
Т.А. ЖУКОВА
Дальневосточный государственный университет
Ключевые слова: научный, филология, тезисы докладов, русский язык, теория языка, коммуникативная грамматика, текст, субъект речи
|
Предметом нашего исследования
является коммуникативно-прагматическая
дифференциация отдельных текстовых скреп
- "выразителей разного рода отношений и
связей между компонентами текста,
стандартизированных показателей этих
отношений" [2, 24]. Скрепы как класс
служебных слов представляют собой
семантически и структурно неоднородные
языковые единицы, имеющие различную
морфологическую и синтаксическую природу.
По степени проявления фактора говорящего
текстовые скрепы можно разделить на
несколько групп.
Субъектные значения не
имеют материального выражения. Говорящий
не представлен (скрытая форма). Скрепа имеет
значение 'дополнительная информация' (сопоставляющаяся
или противопоставляющаяся): и; еще; и еще;
но и; от редакции; мнение; цитата к случаю;
постоценка; поправочка; когда верстался
номер; свидетельство очевидца; справка; PS. еще один постскриптум и др.
II. Субъектные значения, имеющие
материальное выражение, дополнительно не
маркированы. Говорящий представлен
нейтральной формой. Скрепа имеет следующие
значения:
1. порядок размещения информации в
структуре текста: во-первых, во-вторых;
первое, второе; сначала, потом; сначала о N6;
далее; напоследок о N6;
в завершение замечу и др.;
2. характеристика информационно
законченного предыдущего высказывания: а)
высказывание характеризуется только как
дополнительное: к слову, кстати и др.; б)
'дополнительность' является основой
семантической структуры, включающей и
другие значения. Очень продуктивной
является структура "adv.
+ говоря", имеющая значение
дополнительной предикации и легко
трансформирующаяся в предикативную
единицу, которая получает "служебную
функцию текстовой связки" [3, 351].
Структура "adv.+
говоря" может иметь следующие
факультативные компоненты: вообще, вообще-то,
в сущности, грубо, по-простому, точнее, иначе,
короче, купно, между нами, мягко, образно,
откровенно, по правде, по сути, попросту,
проще, собственно, строго, технически,
точнее, фигурально, честно и др.;
3. характеристика информационно не
законченного предыдущего высказывания: более
того, больше, больше того, мало того и др.
III. Субъектные значения,
имеющие материальное выражение,
дополнительно маркированы. Говорящий
представлен эмотивной формой.
Семантическая структура скрепы включает
эмотивно маркированный субъективный
компонент: дело ясное; кстати!; и то; во-вторых,
в-третьих, во-первых; во-первых, во-вторых, в-третьих
и в главных и др. Напр.: Сочинил в тюрьме
Сервантес / вещь великую весьма. / Дело
ясное: таланту-с / очень даже впрок тюрьма
(С. Сатин. Избранные главы). Первыми не
выдержали киты. Всегда достаточно одной
искры, чтобы возгорелось пламя, и оно
возгорелось. Я был последним. Кстати! Как
мое произношение? Надеюсь верно? (В. С.
Высоцкий. Жизнь без сна). Но полемика
моторного и сенсорного подхода, как правило,
не учитывает следующих важных моментов. Во-первых,
не учитывается физиологическое различие
видов речи / /. Во-вторых, / /. В-третьих
и в главных, все-таки подавляющее
большинство ситуаций восприятия речи
связано не с формированием перцептивного
эталона, а с использованием эталона уже
сформированного (А.А. Леонтьев. Основы
психолингвистики).
Все скрепы, как правило, обладают "прагматически-коммуникативной
установкой воздействия на адресата" [1,
423]. Использование говорящим разного рода
текстообразующих единиц способствует
восприятию и усвоению текста читателем.
|
[1]. |
Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю.
Коммуникативная грамматика русского
языка. М., 1998, С. 528
|
[2]. |
Прияткина А.Ф. Скрепа-фраза (к изучению
текстовых коннекторов) // Дни славянской
письменности и культуры: Материалы
Всероссийской науч. конференции. Ч. 2.
Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. С. 24-27
|
[3]. |
Сергеева Г.Н. Активизация текстовых
функций предложно-падежных форм в
современном русском языке (функция "скрепы-фразы")
// А.С. Пушкин: эпоха, культура, творчество.
Традиции и современность. Ч. 1.
Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. С. 349-354
|
Написать комментарий
|