Локтаев М. Ю.
МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психотерапия, гештальттерапия.
В работе проводится сравнительный
анализ теста MMPI-2 с целью адаптации метода
в России на основе результатов
обследования лиц, работающих во вредных
условиях.
Ситуация в отечественной практической
психологии характеризуется стремлением к
интеграции с мировым психологическим
сообществом. Однако, в условиях
многообразия психологического опыта и
теоретических схем, объясняющих этот опыт,
нельзя рассчитывать на слепое копирование
даже чисто процедурных моментов, ибо метод
есть сплав теории и практики. Тем более
невозможно недооценивать отечественной
культурной специфики, во многом отличной
от тех условий, в которых создавались
западные психологические подходы.
Отсюда - требование методологического
анализа основных концепций современной
психотерапии, раскрытие образа человека,
проступающего за их теорией и практикой.
Это, во-первых, анализ философско-антропологических
основ психотерапевтических практик, т.е.
имплицитных и эксплицитных представлений
о природе и сущности человека, на которых
базируются различные
психотерапевтические подходы.
Во-вторых, сравнительный анализ
предельных целей и ценностей различных
практик (Цапкин, 1992). Иными словами, важна
перспектива "сверху" и "снизу" (в
терминологии О. П. Флоренского (1977)),
открывающая как идеалы, так и
основополагающие принципы того или иного
подхода.
В данной работе сделана попытка анализа
аксиологических представлений
гештальттерапии, которая является одним
из ключевых направлений внутри
гуманистической традиции в психологии.
В отечественной психотерапии аксиология
гештальттерапии уже становилась
предметом особой рефлексии (см. Папуш, 1992).
Пространство аксиологических
представлений гештальттерапии испытывает
на себе напряжение двух полюсов -
гуманистической и экзистенциальной
ориентации. Таким образом, с одной стороны
это центральная идея и ценность
гештальттерапии - идея холизма как идеал
целостности человеческого существа,
вокруг которой выстраивается смысловое
поле таких понятий, как гибкость,
жизненность, полнота, способность к росту
и др.; с другой - ценность ответственности и
готовности опираться на самого себя. Такие
представления, как творческая установка,
подлинность, контакт, свобода, испытали на
себе влияние и гуманистической, и
экзистенциальной ориентации.
Какое место в этом ряду занимают
межличностные отношения, отношения Я/Ты?
Их смысл определяется формулой Ф.Перлза:
"Я есть Я, а Ты есть Ты. Я занят своим
делом, а Ты - своим. Я в этом мире не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям, и
Ты - не для того, чтобы соответствовать
моим". Таким образом, бытие здесь
исчерпывается онтологией изолированного
индивида, признающей мир и людей в нем, где
картина мира включает с одной стороны
изолированное от мира существо, а с другой
- людей (объекты), также существующих "в-себе"
и "по ту сторону". Проекцией
гносеологической схемы "субъект-объект"
на плоскость межличностных отношений
является скорее позиция Я/Оно, нежели Я/Ты.
В данном контексте понятно, что когда
гештальттерапевт встречается в
консультативном процессе, например, с
чувством вины у пациента, то он скорее
будет склонен интерпретировать его как
проявление невротического защитного
механизма, мешающего пациенту найти
адекватный контакт с реальностью и, в
конечном счете, - полноценному
разворачиванию потребности, нежели в
призме субъективной виновности увидит
отражение подлинной экзистенции человека.
Из этого примера и всех предыдущих
рассуждений видно, что человек
гештальттерапии, если и достигает
целостности и ответственности, то ценой
глобального одиночества, если и находит
полноту и жизненность, то исключительно
всматриваясь в собственное зеркальное
отражение, если и пребывает в контакте, то
только с собой.
Написать комментарий
|