Люц Ю. А.
МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психосоматика, психологическое время.
Психологическое время личности - это
реальное время психологических процессов,
состояний и свойств личности, в котором
они функционируют и развиваются не основе
отраженных в непосредственном
переживании и ценностном осмыслении
объективных временных отношений между
событиями жизни различного масштаба.
Время в сознании поведении человека
приобретает конкретное психологическое
содержание как элемент культуры, уровень
развития которой определяет доминирующую
в данном сообществе концепцию времени.
Временные понятия человека всегда
определены той культурой, к которой он
принадлежит.
Взятое в биографическом масштабе,
психологическое время предстает как
осмысление человеком своей жизни,
отношений между основными событиями
жизненного пути личности, жизненного пути
личности. Наличие психосоматического
заболевания значительно меняет
жизнедеятельность больного, а значит,
заставляет человека по-новому взглянуть
на свою жизнь, ее смысл. Все это отражается
на переживании психологического времени
жизни и не может не отразиться на
протекании процессов саморегуляции.
Теоретической основой нашего
исследования явились работы А.А.Кроник, Е.И.Головахи,
В.В.Николаевой, И.А.Сапаровой.
Задачей нашего исследования было
выявление особенностей переживания
психологического возраста у здоровых
людей и у больных с психосоматическими
расстройствами различного типа, а также
анализ социокультурных различий в
переживании психологического времени (на
примере казахской и русской популяции).
Всего исследовано 80 испытуемых в
возрасте от 20 до 60 лет: группа здоровых
людей - 20 человек, группа больных с
расстройствами психосоматической
специфичности (язвенная болезнь) - 20
человек, и группа больных с соматоформными
расстройствами при неврозах - 20 человек из
казахской популяции и 20 из русской.
Исследование позволило нам сделать
следующие выводы:
1. У больных с психосоматическими
расстройствами диагностируются
определенные нарушения переживания
психологического времени, которые
проявляются в виде свертывания или
сокращения временной перспективы.
Причем у больных с язвенными
заболеваниями сокращение временной
перспективы происходит за счет
сокращения или исчезновения категории
будущего, а у больных неврозами - за счет
отрицаний категории прошлого и
настоящего. В наиболее тяжелых случаях
больные начинают жить в "иллюзорном"
времени.
2. Наличие системы временной
саморегуляции позволяет больным
справляться с этими нарушениями.
3. Диагностируются определенные
социокультурные различия в переживании
психологического времени личности и
построении системы временной
саморегуляции. В русской популяции у
больных неврозами преобладает
динамическая, дискретная концепция
времени, ориентация в основном на
хронологическое, а не психологическое
время, отвергающее отношение к прошлому.
В казахской популяции у больных
неврозами преобладает статичная,
континуальная концепция времени,
ориентация на внутреннее
психологическое время, более
уважительное, принимающее отношение к
прошлому.
4. Результаты исследования открывают
возможность построения коррекционной
работы с нарушениями переживания
психологического времени. Ее задача
состоит в восстановлении в полном
объеме временной перспективы и в
построении системы временной
саморегуляции, которая в будущем
поможет сохранению временной
перспективы. При этом необходимо
учитывать социокультурные различия в
построении системы временной
саморегуляции и из этого планировать
коррекционную работу.
5. Построение системы временной
саморегуляции в ходе коррекционной работы
позволяет испытуемому ценностно
переосмыслить события своей жизни и
справиться с кризисной ситуацией болезни.
Написать комментарий
|