Садовская А. В.
МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, диагностика враждебности.
В мировой литературе термин "враждебность"
не получил фиксированного определения и
до настоящего времени трактуется
различными авторами по-разному. В работах,
посвященных обсуждаемой проблеме, его, как
правило, употребляют наряду с двумя
другими, по значению тесно связанными с
ним: агрессия и гнев.
Некоторые авторы ставят в соответствие
понятиям враждебности, гнева и агрессии
три аспекта психических явлений:
когнитивный, эмоциональный и
поведенческий соответственно (Buss, 1961; Barefoot,
1992). Другие, напротив, не проводят жестких
границ между тремя компонентами и
рассматривают враждебность как
устойчивую комплексную личностную черту,
подразумевающую девальвацию мотивов и
личностных качеств других людей, ощущение
себя в оппозиции к окружающим и желание им
зла (активное или пассивное) (Chaplin, 1982; Smith,
1992; Elizur, 1949). Во многих работах, посвященных
проблеме исследования враждебности
используется деление на проявляемую и
переживаемую враждебность (Musante et al., 1989; Costa
et al., 1989).
Наиболее полным и точным нам
представляется определение Barefoot. По Barefoot,
враждебность - антагонистическое
отношение к людям, включающее когнитивный,
аффективный и поведенческий компоненты.
Аффективный компонент включает ряд
взаимосвязанных эмоций, включая гнев,
раздражение, обиду, негодование,
отвращение и т. п. Когнитивный компонент
включает негативные убеждения в отношении
человеческой природы в целом (цинизм) и
убеждения в недоброжелательности других
людей по отношению к самому субъекту (враждебные
атрибуции, недоверие). Наконец,
поведенческий компонент включает
разнообразные формы проявления
враждебности в поведении, часто скрытые,-
агрессию, негативизм, нежелание
сотрудничать, избегание общения и т. д. Все
три компонента враждебности, по мнению
Barefoot, необходимо изучать отдельно - из тех
соображений, что они связаны с психическим
и физическим здоровьем посредством
принципиально различных механизмов (Smith,
1994). Данное определение охватывает как
устойчивую, так называемую личностную
враждебность, так и разнообразные
ситуативные комплексы враждебных
установок или предиспозиций по отношению
к конкретным людям в конкретных условиях.
Таким образом, в дальнейшем будет
использовано следующее определение
понятия враждебность: враждебность -
негативное, оппозиционное отношение к
окружающему миру (в первую очередь к людям)
преимущественно когнитивного характера,
подразумевающее наличие негативных
эмоций и поведенческих проявлений в виде
агрессии, негативизма, аутизации и т. д.
Наиболее активно враждебность стали
исследовать в 80е годы, когда была
обнаружена ее связь с физическим
здоровьем. В настоящее время мы видим три
основных направления прикладных
исследований враждебности: изучение
поведенческих проявлений враждебности (в
частности, прогнозирование агрессии),
изучение влияния враждебности на
физическое здоровье (психологические
факторы бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой
патологии и др.), изучение враждебности в
рамках различных психических расстройств.
Методы измерения враждебности можно
разделить на три основные группы:
опросники, в основе которых лежат данные
самоотчета (шкала Ho-MMPI, опросник Басса-Дарки);
экспертные оценки поведения испытуемого в
рамках наблюдения или стандартизованного
интервью (Matthews, Glass, Rosenman & Bortner, 1977; Dembroski
& Costa, 1987; Haney, Maynard & Houseworth, 1996);
проективные тесты, часть из которых
создана специально для измерения агрессии,
гнева и враждебности, другая же часть - это
более универсальные методики, в которых
враждебность является лишь одним из
множества измеряемых параметров (ТАТ, тест
Роршаха, тест рисуночной фрустрации
Розенцвейга, тест руки, РНЖ, методика
незаконченных предложений и др.). Каждая
группа характеризуется своими
преимуществами и недостатками в плане
достоверности, экономичности и удобства в
применении. Очевидно, следует сочетать
несколько различных методик в
соответствии с целями и условиями
проведения исследования (уровень
осознанности переживаемой враждебности,
возможность влияния фактора социальной
желательности, характеристики
работоспособности испытуемого и т. п.).
Нам представляется интересным
рассмотрение враждебности в рамках
представлений о картине мира человека,
активно разрабатываемых, в различных
психологических школах (Bowlby, 1969; Epstein, 1973;
Marris, 1975; Markus, 1977; Janoff-Bulman, 1989). Согласно этим
теориям, в процессе накопления
субъективного опыта у человека постепенно
формируется внутренний мир его
представлений об окружающей
действительности, о себе и других людях.
Враждебность, таким образом, может быть
одной из базовых характеристик объектов
такого субъективного мира. Представления
об окружающем мире как о враждебном
формируются с первых дней жизни ребенка
под влиянием целого ряда факторов, среди
которых наследственные, семейные,
социальные. Помимо этого, они могут
сформироваться уже в зрелом возрасте
вследствие психической травмы, когда
картина мира претерпевает
катастрофические изменения (Stewart & Poston: Catastrophe
theory and its applications, 1978).
Наряду с враждебностью следует учитывать
ряд взаимосвязанных характеристик
субъективного мира представлений, таких
как: справедливость, контролируемость,
предсказуемость и др. Взаимодействие всех
этих характеристик дает нам весь спектр
поведенческих проявлений так называемой
"враждебной картины мира", моделями
которых могут служить высокая
агрессивность, заболевания
психосоматического круга, избегание
социальных контактов, депрессия, ПТСР и др.
В связи с изучением враждебной картины
мира был создан опросник из 94 пунктов, среди
которых утверждения относительно
доброжелательности внешнего мира и
окружающих людей, принципов распределения
"хорошего" и "плохого" среди людей (предсказуемость,
контролируемость, справедливость), а также
относительно личностных качеств самого
испытуемого. В основу подбора пунктов был
положен список вопросов, разработанный в 1989
году Janoff-Bulman для изучения картины мира у
больных ПТСР. Исследование, проведенное при
помощи данного опросника и трех других
методик (тест Роршаха по системе Экснера,
опросник Басса-Дарки, тест УСК) на двух
контрольных группах испытуемых - a) больные
бронхиальной астмой; b) высоко агрессивные
преступники (убийцы, насильники) -, показало
возможность выделения специфичных для
данных групп и отличных от нормы типов
враждебности.
Написать комментарий
|