Андрошина А. А.
МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова:психология, медицинская
и клиническая психология ,
нейролингвистика, нейропсихология,
речевые реакции.
Современные исследования
нейролингвистики и нейропсихологии
индивидуальных различий позволяют
предполагать существование в норме
определенных диссоциаций развития
различных психических функций (Ахутина,1998)
Анализ соотношения нейролигвистических и
нейропсихологических показателей
показывает, что наблюдаемые диссоциации
отражают системное строение ВПФ, наличие
общих компонентов в вербальных и
невербальных функциях. Так, например,
слабость 3-го блока мозга сочетается с
отставанием синтагматики; трудности
переработки информации по
левополушарному типу - с отставанием
парадигматики; слабость функций
переработки информации по
правополушарному типу - с замедлением
речи и лексическими трудностями.
Практически все исследователи в данной
области указывают на наличие
индивидуальных различий в речевых
стратегиях . ( Еще в 1927г. А.Р. Лурия в своей
работе "Речь и интеллект в развитии
ребенка" отметил, что одним детям
свойственна преимущественно
предикативная (синтагматическая) форма
речевых реакций, а другим - адекватная
ассоциативная (парадигматическая) форма. )
Однако, мнения о том, как соотносятся те
или иные речевые стратегии с
функционированием различных зон мозга,
весьма противоречивы. Так же, как и мнения
о том, какие формы речевых реакций
являются более примитивными. Таким
образом, применительно к детскому
возрасту затрагивается проблема
неодинаковой вовлеченности в
осуществление деятельности когнитивных
стратегий, опирающихся на работу
различных зон мозга.
Наше исследование продолжает работу в
указанном направлении и ставит своей
целью изучить индивидуальные различия в
речевых реакциях здоровых детей
определенной возрастной группы, а также,
описать количественные и качественные
параметры речевых реакций, характерные
для данной группы в целом.
Метод: В исследовании использовался
метод изучения речевых реакций on-line.
Испытуемым (здоровые дети, 31 человек,
возраст 6-7 лет) предъявлялась на слух серия
из 30-ти специально подобранных слов-стимулов.
По инструкции, на каждое слово-стимул
нужно было как можно быстрее отвечать
первым, пришедшим в голову словом. Речевые
реакции и их временные характеристики
фиксировались с помощью компьютера. В
каждом конкретном случае анализировались
следующие параметры: среднее время
реакции, соотношение различных типов
ассоциативных связей (индивидуальный
профиль), соотношение продуктивных и
непродуктивных реакций.
Полученные результаты свидетельствуют о
наличии индивидуальных различий в
стратегиях ассоциирования и времени
реакции. Испытуемые разделились на
следующие группы: 1- с преобладанием
экстрасигнальных реакций (8 человек); 2- с
преобладанием парадигматических
ассоциативных связей и практически полным
отсутствием экстрасигнальных реакций (7
человек); 3- с преобладанием
парадигматических ассоциативных связей
при умеренном (<30%) количестве
экстрасигнальных реакций (11 человек); 4- с
преобладанием тематических ассоциативных
связей (2 человека); с наличием в профиле
реакций синтагматического типа (3 человека).
В целом, большая часть группы (67%)
характеризуется значительным
преобладанием в профиле
парадигматических ассоциативных связей.
Также, в группе практически отсутствуют
синтагматические ассоциативные связи. (Этот
факт особенно интересен в связи с
имеющимися данными по соотношению
ассоциативных связей у студентов, которые,
в основном, демонстрируют преобладание
синтагматических стратегий
ассоциирования.)
Результаты обсуждаются в рамках проблем
нейропсихологии индивидуальных различий
и онтогенеза ВПФ.
Логика исследования требует
сопоставления полученных данных с
нейропсихологическими характеристиками
детей, а также, дальнейшего изучения
возрастных особенностей речевых реакций.
Написать комментарий
|