Алексеева А. В.
Украинский государственный
педагогический университет им. М.П.Драгомонова
Ключевые слова:психология, медицинская
и клиническая психология, личность,
психотерапия, Я-концепция.
Целью исследования было изучение
влияния групповой психотерапии на
личностные характеристики участников
группы. Диагностическая методика по
строена на исследовании "Я-концепции"
клиента до и после психотерапевтического
тренинга, который длился 36 часов ("Марафон").
В исследовании использовалась методика
"Личностный семантический дифференциал".
Методика исследования состоит в
заполнении анкеты (оценка каждого
качества количественными показателями)
перед началом тренинга и после него.
Каждый раз анкета заполняется дважды:
сначала с точки зрения имеющихся качеств,
а потом с точки зрения желаемых. Таким
образом возникает две "Я-концепции":
"Я-реальное" и "Я-идеальное". Это
дает возможность путем расчета
семантического расстояния между разными
"Я-концепциями" исследовать те
изменения, которые происходят у личности в
результате психотерапии, что в свою
очередь позволяет заметить в этих
изменениях определенные закономерности.
Исследуя изменения семантического
расстояния между "Я-реальным" и "Я-идеальным"
до и после психотерапии, можно отметить
две противоположные тенденции. У 55%
участников (первая группа) семантическое
расстояние между "Я-реальным" и "Я-идеальным"
после психотерапии уменьшается, а у
остальных 45% (вторая группа) -
увеличивается. Интересным является тот
факт, что у клиентов первой группы
наблюдается уменьшение семантического
расстояния между первоначальным идеалом и
"Я-реальным" после психотерапии, то
есть ЯР2-ЯИд1 меньше чем ЯР1-ЯИд1. Тогда как
клиентам второй группы свойственна
целиком противоположная тенденция.
Семантическое расстояние между
первоначальным идеалом и "Я-реальным"
после психотерапии больше, чем до
психотерапии, то есть ЯР1-ЯИд1. Таким
образом, полученные результаты дают
возможность сделать выводы относительно
эффективности психотерапевтической
работы. Хотя по результатам диагностики у
клиентов первой группы отмечается меньшее
количество несовпадений между желаемым и
имеющимся, что говорит о более позитивном
эмоциональном состоянии, чем у клиентов
второй группы, психотерапевтический
эффект, с нашей точки зрения, был выше во
второй группе (но психотерапию нельзя
считать на этом завершенной). Это можно
объяснить тем, что изменения в их "Я-концепции"
негативно коррелировали с "Я-идеальным",
выдвинутым до начала психотерапии, то есть
психотерапия привела к глубоким
изменениям ориентации личности, тогда как
у клиентов первой группы результат
тренинга проявился через приближение к
первоначальной ориентации (идеалу),
которая является более субъективной по
отношению к конечным результатам
психотерапии. Таким образом, на основании
полученных фактов можно выдвинуть
гипотезу о том, что у клиентов второй
группы психотерапия была более
результативной, чем у участников первой
группы. Дальнейшего исследования требует
дифференцированное изучение личностных
изменений в результате групповой
психотерапии, что может быть осуществлено
путем диагностики поведенческих
паттернов (ДМО), которые непосредственно
коррелируют с теми или иными
индивидуально-личностными особенностями
участников тренинга.
Написать комментарий
|