Лебедев Р.Е. МИИТ
Мобильность - одно из условий успеха и это давно поняли на западе,
внедрение принципиально новых ТК удобных и практичных, большей
вместимости по сравнению с цистернами, экологически чистых
удовлетворяющих мировым стандартам ISO, IMO и др. Производство таких
контейнеров, к сожалению, в России находится на начальной стадии.
ЦНТКБ Прогресс в сотрудничестве с Рузаевским вагоноремонтным заводом в
1997 году разработал и произвел опытный образец отечественного ТК для
перевозки сжиженных газов с 2000 года он запущен в серийное
производство.
В новом тысячелетии прогнозируется увеличение мультимодальных
перевозок ТК и как новый стандарт вводится новый тип контейнеров
увеличенной емкости - свап танк контейнер (СТК). Введение СТК будет
сопряжено с минимальными приведенными капитальными затратами, а также
уменьшенными производственными расходами.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения массы тары ТК
не уменьшая вместимости так бельгийский производитель Van Hool
предлагает 20-ти футовый ТК емкостью 24000 литров и массой тары 3,500
кг, рабочим давлением 4 бара масса тары снижена почти на 17% и будет
снижаться в дальнейшем. На выставке MariChem 99 проводившейся в
декабре 1999 года в Амстердаме был представлен СТК 7,82 м длинной,
вместимостью 32,000 литров и массой тары 4,800 кг.
В заключение отметим, что повышение экспортных квот на сырую
нефть, а также на ее производные будет способствовать еще большему
развитию производства ТК, а падение цен на нефть будет способствовать
экспорту сжиженных газов и соответственно росту производства
специальных видов тары. Важно подчеркнуть, что применение ТК во
внешней торговле будет способствовать большей интеграции России и ЕЭС,
хотя тарифы на перевозку ТК жд транспортом должны иметь тенденцию на
понижение. Внедрение строгого контроля за осевыми нагрузками для авто
транспорта будет способствовать более эффективному использованию и
перевозке ТК жд транспортом.
Российские производители в силу финансовых затруднений и не
заинтересованности экспедиторских фирм во вложении крупных капиталов в
производство ТК рационально использовать контейнеры и сопутствующие
комплектующие западных производителей на основе аренды (финансовой,
операционной, лизинга), а также применяя оборудование бывшие в
употреблении так как его цена ниже примерно на 50-70% от стоимости
нового оборудования. Отметим, что бывшее в употреблении оборудование,
как правило, является полностью исправно и сертифицировано для
эксплуатации по заданным параметрам.