Декан - профессор Н.С. Касимов
Географический факультет,
созданный в 1938г., является круп-нейшим в
стране и мире учебно-научным центром, где
ведется под-готовка научных и
педагогических кадров по географии.
География как наука развивается в
Московском университете более 200 лет. В 1884г.
создается кафедра географии и этнографии,
которую воз-главляет ученый педагог Д.Н.
Анучин. В советское время был нако-плен
большой опыт комплексных географических
исследований (под руководством А.А. Борзова,
Н.Н. Баранского и др.), направленных на
выявление природных ресурсов в целях
их наилучшего использова-ния
в районах Урала и Западной Сибири, Башкирии,
европейско-го Севера, Бурятии, Подмосковья
и других областей страны. Были развернуты
работы по экономической географии бывшего
СССР и зарубежных стран (Н.Н. Баранский, Н.Н.
Колосовский, И.А. Витвер). Больших успехов
достигла картографическая школа (К.А.
Салищев), получила развитие палеогеография
(И.П. Герасимов, К.К. Марков).
Основная задача современной
географии состоит в том, чтобы, с одной
стороны, познать законы формирования и
развития геогра-фической среды в целях
наиболее рационального использования при-родных
ресурсов, а с другой - раскрыть не только
природные, но также исторические причины и
объективные экономические законо-мерности
географического размещения
производительных сил, соче-тания населения
и хозяйства. Важная роль отводится
географам в связи с необходимостью решения
одной из актуальных глобальных проблем
современности - сохранения и улучшения
природной сре-ды.
При осуществлении проектов
освоения и комплексного развития регионов
огромное значение приобретают
географическая экспертиза и
географический прогноз, необходимые для
выработки рекоменда-ции по рациональному
природопользованию, снижению негативных
последствий хозяйственного воздействия на
природные комплексы, созданию
благоприятных экологических условий жизни
человека.
Поэтому актуальной задачей
становится подготовка
высококвалифицированных специалистов-географов,
которые имели бы широ-кий географический
кругозор, позволяющий видеть природу во
всех ее сложных взаимосвязях, и владели бы
глубокими теоретически-ми знаниями,
практическими навыками и современными
методами исследования по одной из
дисциплин географического цикла.
Учебный план ориентирован на
подготовку специалистов трех уро-вней:
бакалавров, дипломированных
специалистов и магистров с
квалификациями, соответствующими профилю
кафедр факультета. Подготовка бакалавров
осуществляется в течение 4 лет,
дипломированных специалистов - 5 лет и
магистров географии - б лет.
Учебный план всех уровней
подготовки специалистов включа-ет 4 блока
учебных курсов. Это - гуманитарные,
фундаментальные, естественные и
географические курсы, учебные курсы по
специали-зации. В блок гуманитарных
дисциплин входят: история Отечества,
философия, экономика и территориальная
организация общества, экономика
природопользования, социология и др. Высшая
матема-тика, химия, физика, биология, основы
экологии, природопользова-ния,
геоинформатика образуют блок
фундаментальных естественных дисциплин.
Фундаментальные географические дисциплины
включают: введение в географию,
геоморфологию с основами геологии,
метеорологию с основами климатологии,
общую гидрологию, биогеографию, географию
почв, ландшафтоведение, географию
населения с основами демографии,
страноведение, топографию, картографию,
физическую географию материков и океанов,
физическую географию России и сопредельных
территорий, географию мирового хозяйства,
экономическую и социальную географию
России, экономическую и социальную
географию мира и т.д. Блок дисциплин
специализации зависит от профиля кафедр
факультета. Важное место в этом блоке
занимают вопросы изучения антропогенного
изменения компонентов природной среды,
мониторинга, географо-экологических
экспертиз; проблемы рационального
использования природных ресурсов.
Со II курса подготовка студентов
проводится по следующим специальностям:
география, гидрология суши, океанология,
метеорология, картография, геоэкология и
природопользование.
Подготовка по специальности "география"
осуществляется по соответствующим
специализациям на десяти кафедрах.
Кафедра физической географии и
ландшафтоведения специализи-рует
студентов в области комплексных
исследований природы раз-личных районов
нашей страны в связи с решением конкретных
на-роднохозяйственных задач, физико-географического
районирования и географического прогноза.
географии мира и геоэкологии,
получают аналогичную подготовку, но глубо-ко
изучают природные условия и ресурсы
зарубежных территорий. Большое внимание на
кафедре уделяется изучению одного из
западноевропейских языков, чтобы
выпускники могли успешно работать в
научных институтах или научно-информационных
учреждениях по характеристике и оценке
природных ресурсов зарубежных стран.
Кафедра геоморфологии и
палеогеографии готовит специалистов-геоморфологов,
владеющих современными методами изучения
происхождения рельефа суши, побережья и
морского дна, для решения научно-практических
задач, связанных с поисками нефтегазовых
месторождений, россыпных полезных
ископаемых, районными планировками,
строительством городов, гидроузлов, портов,
дорог, а также с сельскохозяйственным
освоением территории (борьбы с эрозией почв).
Изучение палеогеографии связано с решением
многих научных и практических задач, служит
исторической предпосылкой для обоснования
прогноза развитии географической среды.
Кафедра криолитологии и
гляциологии специализирует студентов в
области комплексного географического
изучения территорий с широким развитием
вечномерзлых грунтов, а также высокогорных
районов в целях их хозяйственного освоения.
Учитывая специфику работы в суровых
природных условиях, на эту кафедру
принимаются физически сильные студенты,
преимущественно мужского пола.
Кафедра геохимии ландшафтов и
географии почв готовит географов-геохимиков,
владеющих ландшафтно-геохимическими
методами оценки окружающей среды, поисков
различных полезных ископаемых, а также
географов-почвоведов, специалистов по
изучению и картографированию почвенного
покрова.
Кафедра рационального
природопользования готовит специалистов
по охране природы, эффективному
использованию природных ре-сурсов,
владеющих методами оценки и контроля
качества окружа-ющей среды и оптимального
исследования ее ресурсов для целей
социально-экономического
развития.
Кафедра биогеографии
специализирует студентов по ботанической
географии и зоогеографии в целях изучения
географического разме-щения растительного
покрова и животного мира, условий
их разви-тия
и наиболее рационального использования.
Кафедра экономической и
социальной географии России готовит
специалистов, способных оценить природные
условия и ресурсы отдельных районов нашей
страны для выяснения перспектив развития и
рационального размещения хозяйств и
населения.
Кафедра географии мирового
хозяйства специализирует студен-тов в
изучении географических особенностей
формирования между-народного разделения
труда, отраслевой территориальной структу-ры
мирового хозяйства, закономерностей его
современного развития в условиях научно-технического
прогресса, в исследовании роли от-дельных
регионов мира в интегральных процессах.
Кафедра социально-экономической
географии зарубежных стран готовит
географов, получающих комплексную
подготовку в области применения
географических методов
изучения природных ресурсов, населения и
хозяйства зарубежных стран. Большое
внимание на двух последних кафедрах
уделяется овладению иностранными языками.
Подготовка по специальности "гидрология
суши" проводится кафедрой гидрологии
суши. Она готовит специалистов-гидрологов,
изучающих закономерности формирования
стока вод суши, гидрологический и
гидрохимический режимы рек, озер и
водохранилищ. Специалисты-гидрологи
владеют современными методами водных
исследований, гидрологических и
водохозяйственных расчетов и про-гнозов,
необходимых для проектирования
гидротехнических соору-жений и
рационального использования водных
ресурсов, широко при-меняют в своей работе
электронную аппаратуру, математические ме-тоды
обработки наблюдений.
Подготовка по специальности "океанология",
ведущаяся на ка-федре океанологии,
направлена на формирование специалистов,
вла-деющих методами исследований водных
масс океанов и морей (дина-мика, термика,
гидрохимия, гидробиология, акустика и пр.) в
целях обеспечения навигации, использования
биологических и минераль-ных ресурсов
морей и океанов. Для обработки наблюдений
океано-логи широко используют
математический аппарат и ЭВМ.
Подготовка по специальности "метеорология"
осуществляется кафедрой метеорологии и
климатологии. Специалисты, выпускае-мые
кафедрой, владеют современными методами
метеорологических исследований,
синоптического и климатического анализа
атмосфер-ных процессов с использованием
математического аппарата и
быстродействующих ЭВМ.
Подготовка по специальности "картография"
проводится кафе-дрой картографии и
геоинформатики. Выпускники кафедры гото-вятся
для работы по полевому картографированию,
составлению и редактированию тематических
и общегеографических карт и атла-сов,
использованию аэрокосмических методов и
средств автоматиза-ции в географических
исследованиях.
Развитие
современной конструктивной географии
требует внедрения в географическое
исследование расчетных и аналитических
методов. Поэтому студенты всех
специальностей изучают математику, физику,
химию, получают навыки по
программированию и работе на современных
ЭВМ. В целях усиления подготовки студентов
по расчетным и аналитическим методам в
географии на факультете функционируют
дисплейные классы, лаборатория
математического моделирования и ряд
аналитических лабораторий.
Важное значение в подготовке
специалистов-географов имеют полевые
учебные и производственные практики.
Учебная полевая
общегеографическая практика студентов I
курса (продолжительность 9 недель) проходит
на базе в селе Сатино Боров-ского района
Калужской области. Здесь студенты получают
навы-ки полевых исследований по топографии,
геологии и геоморфологии, почвоведению и
биогеографии, метеорологии и гидрологии.
Весь ком-плекс полевых исследований
завершается обобщающей практикой по
ландшафтоведению и хозяйственной оценке
природных условий.
Студенты II курса проходят
полевую практику в соответствии с
избранной специальностью. Эти практики (продолжительностью
9 недель) проходят в разных районах нашей
страны, в том числе на учебных станциях
факультета: в Приэльбрусье, Дагестане,
низовье Енисея, Хибинах.
Значительная часть студентов III
курса стажируется во время практики в
экспедициях под руководством профессорско-преподавательского
и научного персонала факультета.
Стажировка студен-тов IV курса проходит в
различных научно-производственных ор-ганизациях.
Студенты ряда кафедр проходят
производственно-озна-комительную практику
за рубежом. На основе материалов, полу-ченных
на учебных и производственных практиках,
студенты пишут курсовые и дипломные работы.
Молодые специалисты, выпускники
факультета, работают в ин-ститутах РАН и
Академий наук стран СНГ, в научно-исследова-тельских
и проектно-изыскательских учреждениях
министерств и ведомств, в плановых
организациях, в высших и средних учебных
заведениях, на картографических
предприятиях, гидрометеорологи-ческих
станциях и обсерваториях, в полевых и
океанологических экс-педициях, в
негосударственных организациях.
Написать комментарий
|