Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156473&uri=index.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 12:10:48 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Геграфический факультет
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Посмотрите новые поступления ... Обратите внимание!
 
  Наука >> География | Учетные карточки
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Декан - профессор Н.С. Касимов

Географический факультет, созданный в 1938г., является круп-нейшим в стране и мире учебно-научным центром, где ведется под-готовка научных и педагогических кадров по географии. География как наука развивается в Московском университете более 200 лет. В 1884г. создается кафедра географии и этнографии, которую воз-главляет ученый педагог Д.Н. Анучин. В советское время был нако-плен большой опыт комплексных географических исследований (под руководством А.А. Борзова, Н.Н. Баранского и др.), направленных на выявление природных ресурсов в целях их наилучшего использова-ния в районах Урала и Западной Сибири, Башкирии, европейско-го Севера, Бурятии, Подмосковья и других областей страны. Были развернуты работы по экономической географии бывшего СССР и зарубежных стран (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, И.А. Витвер). Больших успехов достигла картографическая школа (К.А. Салищев), получила развитие палеогеография (И.П. Герасимов, К.К. Марков).

Основная задача современной географии состоит в том, чтобы, с одной стороны, познать законы формирования и развития геогра-фической среды в целях наиболее рационального использования при-родных ресурсов, а с другой - раскрыть не только природные, но также исторические причины и объективные экономические законо-мерности географического размещения производительных сил, соче-тания населения и хозяйства. Важная роль отводится географам в связи с необходимостью решения одной из актуальных глобальных проблем современности - сохранения и улучшения природной сре-ды.

При осуществлении проектов освоения и комплексного развития регионов огромное значение приобретают географическая экспертиза и географический прогноз, необходимые для выработки рекоменда-ции по рациональному природопользованию, снижению негативных последствий хозяйственного воздействия на природные комплексы, созданию благоприятных экологических условий жизни человека.

Поэтому актуальной задачей становится подготовка высококвалифицированных специалистов-географов, которые имели бы широ-кий географический кругозор, позволяющий видеть природу во всех ее сложных взаимосвязях, и владели бы глубокими теоретически-ми знаниями, практическими навыками и современными методами исследования по одной из дисциплин географического цикла.

Учебный план ориентирован на подготовку специалистов трех уро-вней: бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с квалификациями, соответствующими профилю кафедр факультета. Подготовка бакалавров осуществляется в течение 4 лет, дипломированных специалистов - 5 лет и магистров географии - б лет.

Учебный план всех уровней подготовки специалистов включа-ет 4 блока учебных курсов. Это - гуманитарные, фундаментальные, естественные и географические курсы, учебные курсы по специали-зации. В блок гуманитарных дисциплин входят: история Отечества, философия, экономика и территориальная организация общества, экономика природопользования, социология и др. Высшая матема-тика, химия, физика, биология, основы экологии, природопользова-ния, геоинформатика образуют блок фундаментальных естественных дисциплин. Фундаментальные географические дисциплины включают: введение в географию, геоморфологию с основами геологии, метеорологию с основами климатологии, общую гидрологию, биогеографию, географию почв, ландшафтоведение, географию населения с основами демографии, страноведение, топографию, картографию, физическую географию материков и океанов, физическую географию России и сопредельных территорий, географию мирового хозяйства, экономическую и социальную географию России, экономическую и социальную географию мира и т.д. Блок дисциплин специализации зависит от профиля кафедр факультета. Важное место в этом блоке занимают вопросы изучения антропогенного изменения компонентов природной среды, мониторинга, географо-экологических экспертиз; проблемы рационального использования природных ресурсов.

Со II курса подготовка студентов проводится по следующим специальностям: география, гидрология суши, океанология, метеорология, картография, геоэкология и природопользование.

Подготовка по специальности "география" осуществляется по соответствующим специализациям на десяти кафедрах.

Кафедра физической географии и ландшафтоведения специализи-рует студентов в области комплексных исследований природы раз-личных районов нашей страны в связи с решением конкретных на-роднохозяйственных задач, физико-географического районирования и географического прогноза.

географии мира и геоэкологии, получают аналогичную подготовку, но глубо-ко изучают природные условия и ресурсы зарубежных территорий. Большое внимание на кафедре уделяется изучению одного из западноевропейских языков, чтобы выпускники могли успешно работать в научных институтах или научно-информационных учреждениях по характеристике и оценке природных ресурсов зарубежных стран.

Кафедра геоморфологии и палеогеографии готовит специалистов-геоморфологов, владеющих современными методами изучения происхождения рельефа суши, побережья и морского дна, для решения научно-практических задач, связанных с поисками нефтегазовых месторождений, россыпных полезных ископаемых, районными планировками, строительством городов, гидроузлов, портов, дорог, а также с сельскохозяйственным освоением территории (борьбы с эрозией почв). Изучение палеогеографии связано с решением многих научных и практических задач, служит исторической предпосылкой для обоснования прогноза развитии географической среды.

Кафедра криолитологии и гляциологии специализирует студентов в области комплексного географического изучения территорий с широким развитием вечномерзлых грунтов, а также высокогорных районов в целях их хозяйственного освоения. Учитывая специфику работы в суровых природных условиях, на эту кафедру принимаются физически сильные студенты, преимущественно мужского пола.

Кафедра геохимии ландшафтов и географии почв готовит географов-геохимиков, владеющих ландшафтно-геохимическими методами оценки окружающей среды, поисков различных полезных ископаемых, а также географов-почвоведов, специалистов по изучению и картографированию почвенного покрова.

Кафедра рационального природопользования готовит специалистов по охране природы, эффективному использованию природных ре-сурсов, владеющих методами оценки и контроля качества окружа-ющей среды и оптимального исследования ее ресурсов для целей социально-экономического развития.

Кафедра биогеографии специализирует студентов по ботанической географии и зоогеографии в целях изучения географического разме-щения растительного покрова и животного мира, условий их разви-тия и наиболее рационального использования.

Кафедра экономической и социальной географии России готовит специалистов, способных оценить природные условия и ресурсы отдельных районов нашей страны для выяснения перспектив развития и рационального размещения хозяйств и населения.

Кафедра географии мирового хозяйства специализирует студен-тов в изучении географических особенностей формирования между-народного разделения труда, отраслевой территориальной структу-ры мирового хозяйства, закономерностей его современного развития в условиях научно-технического прогресса, в исследовании роли от-дельных регионов мира в интегральных процессах.

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран готовит географов, получающих комплексную подготовку в области применения географических методов изучения природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежных стран. Большое внимание на двух последних кафедрах уделяется овладению иностранными языками.

Подготовка по специальности "гидрология суши" проводится кафедрой гидрологии суши. Она готовит специалистов-гидрологов, изучающих закономерности формирования стока вод суши, гидрологический и гидрохимический режимы рек, озер и водохранилищ. Специалисты-гидрологи владеют современными методами водных исследований, гидрологических и водохозяйственных расчетов и про-гнозов, необходимых для проектирования гидротехнических соору-жений и рационального использования водных ресурсов, широко при-меняют в своей работе электронную аппаратуру, математические ме-тоды обработки наблюдений.

Подготовка по специальности "океанология", ведущаяся на ка-федре океанологии, направлена на формирование специалистов, вла-деющих методами исследований водных масс океанов и морей (дина-мика, термика, гидрохимия, гидробиология, акустика и пр.) в целях обеспечения навигации, использования биологических и минераль-ных ресурсов морей и океанов. Для обработки наблюдений океано-логи широко используют математический аппарат и ЭВМ.

Подготовка по специальности "метеорология" осуществляется кафедрой метеорологии и климатологии. Специалисты, выпускае-мые кафедрой, владеют современными методами метеорологических исследований, синоптического и климатического анализа атмосфер-ных процессов с использованием математического аппарата и быстродействующих ЭВМ.

Подготовка по специальности "картография" проводится кафе-дрой картографии и геоинформатики. Выпускники кафедры гото-вятся для работы по полевому картографированию, составлению и редактированию тематических и общегеографических карт и атла-сов, использованию аэрокосмических методов и средств автоматиза-ции в географических исследованиях.

Развитие современной конструктивной географии требует внедрения в географическое исследование расчетных и аналитических методов. Поэтому студенты всех специальностей изучают математику, физику, химию, получают навыки по программированию и работе на современных ЭВМ. В целях усиления подготовки студентов по расчетным и аналитическим методам в географии на факультете функционируют дисплейные классы, лаборатория математического моделирования и ряд аналитических лабораторий.

Важное значение в подготовке специалистов-географов имеют полевые учебные и производственные практики.

Учебная полевая общегеографическая практика студентов I курса (продолжительность 9 недель) проходит на базе в селе Сатино Боров-ского района Калужской области. Здесь студенты получают навы-ки полевых исследований по топографии, геологии и геоморфологии, почвоведению и биогеографии, метеорологии и гидрологии. Весь ком-плекс полевых исследований завершается обобщающей практикой по ландшафтоведению и хозяйственной оценке природных условий.

Студенты II курса проходят полевую практику в соответствии с избранной специальностью. Эти практики (продолжительностью 9 недель) проходят в разных районах нашей страны, в том числе на учебных станциях факультета: в Приэльбрусье, Дагестане, низовье Енисея, Хибинах.

Значительная часть студентов III курса стажируется во время практики в экспедициях под руководством профессорско-преподавательского и научного персонала факультета. Стажировка студен-тов IV курса проходит в различных научно-производственных ор-ганизациях. Студенты ряда кафедр проходят производственно-озна-комительную практику за рубежом. На основе материалов, полу-ченных на учебных и производственных практиках, студенты пишут курсовые и дипломные работы.

Молодые специалисты, выпускники факультета, работают в ин-ститутах РАН и Академий наук стран СНГ, в научно-исследова-тельских и проектно-изыскательских учреждениях министерств и ведомств, в плановых организациях, в высших и средних учебных заведениях, на картографических предприятиях, гидрометеорологи-ческих станциях и обсерваториях, в полевых и океанологических экс-педициях, в негосударственных организациях.


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования