|
Витраж в русской культуре:
Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения.
C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения
И.Д. Чечот
Архитектура России
В первой части введения
обоснована актуальность темы, определены цели и
задачи работы. Дана характеристика методов
изучения витражного искусства в соответствии с
его особенностями и местом, занимаемом среди
других искусств.
В зависимости от способа
исполнения природа витража определяется как
мозаичная или живописная, и, следовательно,
тяготеет либо к монументальной, либо к станковой
формам. От предметов прикладного назначения
витраж заимствовал технологии декорирования
поверхности, и в свою очередь, в начале ХХ в.
"подарил" свои конструктивные приемы предметам
декоративно-прикладного искусства: стеклянные
пластины, соединенные металлической проволокой,
использовались для украшения дверных филенок,
ширм, мебели, осветительных приборов, зеркал и
т.д.
Интерес к светоцветовой
проблематике и символике стекла обусловил
включенность витража в общекультурный процесс
не только как предмета материальной культуры, но
и как знакового носителя определенных духовных
ценностей.
Во второй части введения дана
характеристика использованной литературы и
источников. Разработка темы потребовала
привлечения широкого круга исследований по
русской архитектуре, вопросам развития культуры
и эстетической мысли, работ по истории
стеклоделия в России, письменных источников:
записок современников, архивных документов и др.
Базой исследования послужило натурное
обследование петербургской архитектуры 1830-1910-х
годов. Выявлено более 300 домов с сохранившимися
витражами или их фрагментами. Натурный материал
классифицирован с частичной фотофиксацией.
Изготовление витражей тесно
связано с производством листового стекла и
напрямую зависит от уровня развития стекольной
промышленности страны. В России первые труды,
посвященные истории и практике стеклоделия,
появились лишь в середине XIX века. Их авторы (А. Чугунов, В. В. Писарев, Д. И. Менделеев) - химики, инженеры и
технологи - уделяли основное внимание
технико-технологическим вопросам изготовления
стекла, что должно было способствовать развитию
этой отрасли в России. В конце XIX - начале XX века о
достижениях и проблемах стеклоделия писали
известные технологи С. П. Петухов (1898),
В. И. Селезнев (1892, 1896) и другие.
Другая разновидность
опубликованных источников -
историко-статистические труды. Одним из первых и
самых значительных среди них была статья В. В.
Шмидта "Очерк стеклянного производства в
России" (1862), материалы которой впоследствии
использовались в других изданиях. В работе
Шмидта приведено множество фактов из истории
русских стекольных заводов, объемах
производства, таможенно-тарифной политике
правительства. В последующие годы исследования
А. Голубева (1886), А. К. Крупского (1896, 1900) продолжили
статистическую линию работ по истории
стекольной промышленности России.
В 1914 году вышло юбилейное
издание, посвященное 150-летию Никольско-Бахметьевского
завода. В этой книге собрано большое
количество сведений не только о самом
предприятии, но и в целом о развитии русской
стекольной промышленности XVIII - XIX вв.
Спрос на листовое оконное
стекло в России вплоть до начала ХХ века превышал
предложение и в значительной степени покрывался
за счет импорта. Так как отсутствовало массовое
изготовление художественной продукции на основе
листового стекла, то и упоминания о витражах
крайне редко встречаются в этой литературе.
Важными источниками о
витражах XIX-начала XX века являются каталоги и
указатели мануфактурных,
художественно-промышленных и строительных
выставок, регулярно проводившихся в России с 1829
года, а также описания Всемирных
выставок, в которых Россия принимала участие.
Кроме них источниками для данной работы
послужили специальные периодические
издания конца XIX-начала XX вв.: газеты, журналы,
ежегодники, освещавшие в целом художественную
жизнь, - которые содержат материал,
характеризующий художественную промышленность.
В отличие от европейских стран, где витражному
искусству в этот период посвящались обширные
специальные статьи и даже отдельные издания, в
русской периодической печати им уделялось мало
внимания. Лишь две небольших публикации начала XX
столетия рассказывают о витражном искусстве: это
- статья Э. Тоде в журнале "Зодчий"
(1908) и популярный очерк Н. Е. Горева, помещенный в
приложении к журналу "Задушевное
слово" (1911).
Информативными источниками о
петербургских художественно-стекольных
мастерских, заводах, акционерных
стеклопромышленных обществах являются
рекламные объявления и прейскуранты в различных
изданиях. Специальные журналы "Керамическое
обозрение" (1901-1904) и "Стеклозаводчик"
(1907-1918) содержат информацию о стекольной
промышленности того времени. Адресная книга
"Весь Петербург" (с 1914 - "Весь Петроград")
позволила установить хронологические границы
существования витражных мастерских и стекольных
торговых и промышленных объединений.
В советской
искусствоведческой науке русскому
художественному стеклоделию посвящены многие
исследования. В трудах Н. Н. Качалова, Б. А.
Шелковникова и других освещены вопросы
технико-технологического и
историко-стилистического характера. Однако
витраж внимание ученых не привлек.
Изучение истории витража в
России ограничивается немногочисленным кругом
работ. Первые из них появились в конце 1950-х в
связи с отделкой крупных общественных
сооружений. Это - статьи Е. Минухина, в которых
речь идет в основном о латвийских витражах, и
книга того же автора "Витражи"
(Рига, 1959) - единственное непереводное издание о
всеобщей истории витражного искусства, техниках
его исполнения и законах восприятия.
Первый специальный труд о
русских витражах XIX-XX вв. - статья Н. Т. Ягловой
(1965). Тему петербургского витража открыла
публикация А. М. Зориной (1989), и ее же обширная
статья в соавторстве с Б. М. Кириковым (1991) в журнале "Наше наследие". В них
перечислен ряд витражных фирм конца XIX-начала XX
вв., названо около 60 зданий с сохранившимися и
утраченными разноцветными окнами,
рассматривается эволюция петербургского
витража на протяжении XIX-начала XX века.
Затронута в этих работах и проблема места
витража в системе художественных ценностей
стиля модерн.
В последние годы о витражах
писали Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов, Т. М.
Шульгина, С. Э. Коган. В этих работах сообщается
большое количество ранее неизвестных фактов;
рассматриваются отдельные вопросы
петербургского витражного искусства.
Для настоящего исследования
был привлечен широкий спектр научной литературы:
труды по истории русской архитектуры и интерьера
В. Н. Батажковой, Н. А. Евсиной, Е. И. Кириченко, Б. М.
Кирикова и др., монографические исследования о
зодчих и живописцах, работы общего характера по
истории русской культуры.
Почерпнутые из специальной
литературы сведения позволили представить этапы
истории витража в России, его эволюцию в
соответствии с общим направлением развития
русской художественной культуры.
При работе над темой
диссертации были изучены иностранные издания и
публикации в зарубежной периодике, которые дали
представление об основных направлениях развития
витражного искусства в мире, его региональных
особенностях, о достижения в области
художественного стеклоделия, крупных ателье и
мастерах.
В процессе разработки темы
исследования были использованы иллюстративные
материалы из различных изданий, позволяющие
познакомиться с утраченными памятниками
витражного искусства.
Наиважнейшим источником для
работы стали образцы витражного искусства,
хранящиеся в С.-Петербургских музеях. Это -
материал музейных собраний, который, как правило,
еще не опубликован. Изучены фонды музеев,
обладающих крупными собраниями витражей: Государственного музея истории
Санкт-Петербурга, Государственного
Эрмитажа, Санкт-Петербургской
Государственной художественной-промышленной
академии, а также располагающих единичными
экземплярами витражных стекол и документальными
материалами: фонды научно-исследовательского
музея академии художеств, Ленинградского
фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Государственного музея-заповедника
Павловска. В работе использованы архивные и
справочные материалы Российского
Государственного исторического архива, Центрального государственного архива
литературы и искусства, Управления
Комитета Госоудаственной инспекции охраны
памятников, Государственного музея
истории С.-Петербурга, НИИМАХ.
Предпринятое автором
диссертации изучение архивных, литературных
источников и памятников витражного искусства
Петербурга позволило обобщить разрозненные
сведения и раскрыть некоторые проблемы истории
витража в России в ряде научных статей.
<--- Назад Содержание Далее
--->
Написать комментарий
|