Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156475&uri=mainintr.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 14:50:24 2016
Кодировка: Windows-1251
Научная Сеть >> Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники.
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> История >> История искусства | Диссертации
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение
 См. также

Популярные статьиПопов А.В. Санкт-Петербург в культуре русского зарубежья: город на берегу Мексиканского залива

Научные статьиСтоляр А. Д., Международная научная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения профессора М. И. Артамонова (Санкт-Петербург, 9-12 декабря 1998 г.)

Научные статьиАрхитектурное наследие русского зарубежья

Научные статьиРусское религиозное искусство конца XIX - начала ХХ века и православные храмы в Русском Зарубежье

Обзорные статьиИздания эпохи Александра I в Нью-Йоркской публичной библиотеке

Научные статьиРоссия на Дальнем Востоке: новая градостроительная концепция и православные храмы

Обзорные статьиКультурное наследие российской эмиграции

Научные статьиО русской архитектуре Харбина и проблемах архитектурных исследований Русского Зарубежья на Дальнем Востоке

Научные статьиДергачева И.В., Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси.

НовостиПравославная церковь в Японии

ДиссертацииРусская Православная Миссия в Китае

Научные статьиНационально-теократическая концепция Святой Руси А.В.Карташева

Обзорные статьи...Как драгоценные шкатулки. Русские Церкви в Европе

Научные статьиКасинец Э. Славянские издания в американских коллекциях

Популярные статьиРоссийское Зарубежье в системе общественного сознания и культуры России

Научные статьиКлемешов А. С., II региональная научная конференция

Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения И.Д. Чечот
Архитектура России


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение

В первой части введения обоснована актуальность темы, определены цели и задачи работы. Дана характеристика методов изучения витражного искусства в соответствии с его особенностями и местом, занимаемом среди других искусств.

В зависимости от способа исполнения природа витража определяется как мозаичная или живописная, и, следовательно, тяготеет либо к монументальной, либо к станковой формам. От предметов прикладного назначения витраж заимствовал технологии декорирования поверхности, и в свою очередь, в начале ХХ в. "подарил" свои конструктивные приемы предметам декоративно-прикладного искусства: стеклянные пластины, соединенные металлической проволокой, использовались для украшения дверных филенок, ширм, мебели, осветительных приборов, зеркал и т.д.

Интерес к светоцветовой проблематике и символике стекла обусловил включенность витража в общекультурный процесс не только как предмета материальной культуры, но и как знакового носителя определенных духовных ценностей.

Во второй части введения дана характеристика использованной литературы и источников. Разработка темы потребовала привлечения широкого круга исследований по русской архитектуре, вопросам развития культуры и эстетической мысли, работ по истории стеклоделия в России, письменных источников: записок современников, архивных документов и др. Базой исследования послужило натурное обследование петербургской архитектуры 1830-1910-х годов. Выявлено более 300 домов с сохранившимися витражами или их фрагментами. Натурный материал классифицирован с частичной фотофиксацией.

Изготовление витражей тесно связано с производством листового стекла и напрямую зависит от уровня развития стекольной промышленности страны. В России первые труды, посвященные истории и практике стеклоделия, появились лишь в середине XIX века. Их авторы (А. Чугунов, В. В. Писарев, Д. И. Менделеев) - химики, инженеры и технологи - уделяли основное внимание технико-технологическим вопросам изготовления стекла, что должно было способствовать развитию этой отрасли в России. В конце XIX - начале XX века о достижениях и проблемах стеклоделия писали известные технологи С. П. Петухов (1898), В. И. Селезнев (1892, 1896) и другие.

Другая разновидность опубликованных источников - историко-статистические труды. Одним из первых и самых значительных среди них была статья В. В. Шмидта "Очерк стеклянного производства в России" (1862), материалы которой впоследствии использовались в других изданиях. В работе Шмидта приведено множество фактов из истории русских стекольных заводов, объемах производства, таможенно-тарифной политике правительства. В последующие годы исследования А. Голубева (1886), А. К. Крупского (1896, 1900) продолжили статистическую линию работ по истории стекольной промышленности России.

В 1914 году вышло юбилейное издание, посвященное 150-летию Никольско-Бахметьевского завода. В этой книге собрано большое количество сведений не только о самом предприятии, но и в целом о развитии русской стекольной промышленности XVIII - XIX вв.

Спрос на листовое оконное стекло в России вплоть до начала ХХ века превышал предложение и в значительной степени покрывался за счет импорта. Так как отсутствовало массовое изготовление художественной продукции на основе листового стекла, то и упоминания о витражах крайне редко встречаются в этой литературе.

Важными источниками о витражах XIX-начала XX века являются каталоги и указатели мануфактурных, художественно-промышленных и строительных выставок, регулярно проводившихся в России с 1829 года, а также описания Всемирных выставок, в которых Россия принимала участие. Кроме них источниками для данной работы послужили специальные периодические издания конца XIX-начала XX вв.: газеты, журналы, ежегодники, освещавшие в целом художественную жизнь, - которые содержат материал, характеризующий художественную промышленность. В отличие от европейских стран, где витражному искусству в этот период посвящались обширные специальные статьи и даже отдельные издания, в русской периодической печати им уделялось мало внимания. Лишь две небольших публикации начала XX столетия рассказывают о витражном искусстве: это - статья Э. Тоде в журнале "Зодчий" (1908) и популярный очерк Н. Е. Горева, помещенный в приложении к журналу "Задушевное слово" (1911).

Информативными источниками о петербургских художественно-стекольных мастерских, заводах, акционерных стеклопромышленных обществах являются рекламные объявления и прейскуранты в различных изданиях. Специальные журналы "Керамическое обозрение" (1901-1904) и "Стеклозаводчик" (1907-1918) содержат информацию о стекольной промышленности того времени. Адресная книга "Весь Петербург" (с 1914 - "Весь Петроград") позволила установить хронологические границы существования витражных мастерских и стекольных торговых и промышленных объединений.

В советской искусствоведческой науке русскому художественному стеклоделию посвящены многие исследования. В трудах Н. Н. Качалова, Б. А. Шелковникова и других освещены вопросы технико-технологического и историко-стилистического характера. Однако витраж внимание ученых не привлек.

Изучение истории витража в России ограничивается немногочисленным кругом работ. Первые из них появились в конце 1950-х в связи с отделкой крупных общественных сооружений. Это - статьи Е. Минухина, в которых речь идет в основном о латвийских витражах, и книга того же автора "Витражи" (Рига, 1959) - единственное непереводное издание о всеобщей истории витражного искусства, техниках его исполнения и законах восприятия.

Первый специальный труд о русских витражах XIX-XX вв. - статья Н. Т. Ягловой (1965). Тему петербургского витража открыла публикация А. М. Зориной (1989), и ее же обширная статья в соавторстве с Б. М. Кириковым (1991) в журнале "Наше наследие". В них перечислен ряд витражных фирм конца XIX-начала XX вв., названо около 60 зданий с сохранившимися и утраченными разноцветными окнами, рассматривается эволюция петербургского витража на протяжении XIX-начала XX века. Затронута в этих работах и проблема места витража в системе художественных ценностей стиля модерн.

В последние годы о витражах писали Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов, Т. М. Шульгина, С. Э. Коган. В этих работах сообщается большое количество ранее неизвестных фактов; рассматриваются отдельные вопросы петербургского витражного искусства.

Для настоящего исследования был привлечен широкий спектр научной литературы: труды по истории русской архитектуры и интерьера В. Н. Батажковой, Н. А. Евсиной, Е. И. Кириченко, Б. М. Кирикова и др., монографические исследования о зодчих и живописцах, работы общего характера по истории русской культуры.

Почерпнутые из специальной литературы сведения позволили представить этапы истории витража в России, его эволюцию в соответствии с общим направлением развития русской художественной культуры.

При работе над темой диссертации были изучены иностранные издания и публикации в зарубежной периодике, которые дали представление об основных направлениях развития витражного искусства в мире, его региональных особенностях, о достижения в области художественного стеклоделия, крупных ателье и мастерах.

В процессе разработки темы исследования были использованы иллюстративные материалы из различных изданий, позволяющие познакомиться с утраченными памятниками витражного искусства.

Наиважнейшим источником для работы стали образцы витражного искусства, хранящиеся в С.-Петербургских музеях. Это - материал музейных собраний, который, как правило, еще не опубликован. Изучены фонды музеев, обладающих крупными собраниями витражей: Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургской Государственной художественной-промышленной академии, а также располагающих единичными экземплярами витражных стекол и документальными материалами: фонды научно-исследовательского музея академии художеств, Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, Государственного музея-заповедника Павловска. В работе использованы архивные и справочные материалы Российского Государственного исторического архива, Центрального государственного архива литературы и искусства, Управления Комитета Госоудаственной инспекции охраны памятников, Государственного музея истории С.-Петербурга, НИИМАХ.

Предпринятое автором диссертации изучение архивных, литературных источников и памятников витражного искусства Петербурга позволило обобщить разрозненные сведения и раскрыть некоторые проблемы истории витража в России в ряде научных статей.

<--- Назад    Содержание    Далее --->


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования