Витраж в русской культуре:
Санкт-Петербург и его памятники.
Волобаева Т.В.
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения.
C.-Петербург.1999.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения
И.Д. Чечот
Архитектура России
В искусствоведческой науке
нет исследований о витражах в России до 1820-х гг.,
когда было начато их отечественное производство.
Поэтому в диссертации потребовалась разработка
темы "Предыстория витражного искусства в
России" в объеме отдельной главы.
Древняя Русь, приняв от
Византии христианство, следовала уже
установившемся канону в устройстве храма и
обстановке богослужения. В Византии до ХII века
витражи применялись в убранстве некоторых
церквей. По различным источникам собраны
отдельные факты об использовании цветных
оконных стекол в русских постройках как
культового, так и гражданского назначения в
домонгольский период. Эти опыты декоративного
полихромного остекления были эпизодическими, не
нашли продолжения в практике древнерусского
строительства и не оказали никакого влияния на
приемы оформления оконных плоскостей в русских
постройках. В Древней Руси витражи не нашли
применения как из-за природно-климатических
условий, так и иной, чем в средневековой Европе
пространственной организации храма. Кроме того,
православная традиция запрещала писать иконы на
"сткле" из-за хрупкости и недолговечности
самого материала, а значит и образа, на нем
изображенного, в котором по христианским
понятиям таинственно присутствует тот, кто
изображен на иконе.
Запретов на использование
разноцветного оконного стекла в светских
сооружениях не было, и применение витражей в этом
случае зависело лишь от возможностей русского
стеклоделия и импорта. Стекло было привозным и
дорогим товаром, поэтому окна в зажиточных
русских домах закрывались другими
полупрозрачными материалами: рыбьим пузырем,
промасленной бумагой, слюдой.
Слюдяные оконницы, собранные
из различных по размерам кусков слюды, иногда с
ажурными накладками из олова или жести и
подкладками из цветной бумаги или ткани своим
внешним видом напоминали витражи, выполненные
способом мозаичного набора. Источники
свидетельствуют и о существовании расписных
слюдяных окончин с изображениями людей, зверей и
птиц в геометрических орнаментах. Такие окончины
можно считать аналогами живописных
западно-европейских витражей. Сравнительный
анализ русских и западно-европейских гравюр,
изображающих жилые интерьеры в Древней Руси XVI-XVII
вв., позволил сделать вывод, что иностранцы
воспринимали русские слюдяные оконницы как тип
декоративного остекления, равноценный
европейским витражам.
В России оконное стекло
оставалось статьей импорта и тогда, когда в 1630-е
гг. появились первые русские стеклянные заводы,
так как вырабатывали они в основном посуду.
Стекло в окнах было такой редкостью, что
исследователи могут перечислить поименно его
потребителей. Еще большая редкость - цветное
остекление. Оно существовало в доме князей
Василия и Алексея Голицыных, в палатах боярина
Кирилла Нарышкина. По материалу и технике
исполнения, типу изображения это - полноценные
наборные витражи. Расписные стекла также
встречались в окнах домов русской знати XVII века:
в Коломенском дворце и "Крестовой
палатке" патриарха Филарета.
Появление в XVII столетии в
обиходе придворных кругов витражей закономерно.
Декоративные возможности цветного остекления
были вполне оценены людьми ХVII века,
стремившимися познать бытие во всей его полноте.
Среди расписанных "травами муравчатыми" стен и
потолков, блестящих полихромными изразцами
печей, узорчатых ковров на полах, обитых тканями
косяков и ставен в интерьерах богатых палат
только окна оставались бесцветными пятнами.
Разноцветные стекла или собранные в
определенный узор пластины слюды дополняли
обстановку роскошной жизни аристократии ХVII
столетия. Цветной свет, проникавший сквозь
стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое,
радостное настроение, делал интерьер уютным,
дополнял красоту ярко-узорчатого убранства
помещения.
Таким образом установлено, что
витражи
в древнерусской архитектуре встречались
исключительно редко и находились в домах лиц,
принадлежащих к высшим кругам русского общества.
Реформы первой четвери XVIII
века, европеизация культуры предопределили
развитие в России ранее неизвестных ремесел и
искусств. Основы для развития искусства витража
в следующем, XIX столетии, были заложены в
петровскую эпоху организацией производства
стекла. Видимый спрос на разноцветное остекление
в первое столетие существования Петербурга
отсутствовал: строящейся столице требовалось
обычное оконное стекло. Однако источники
свидетельствуют, что импорт витражей все же
существовал. Достоверные сведения об этом
относятся к середине XVIII столетия. М. В. Ломоносов
в рапорте 1751 г. в Академию наук предлагал "делать
на стеклянных заводах ... также и оконничные
цветные стекла, каковых знатное число из Италии
через здешний [петербургский] порт в Персию
провозят...". Однако дальше этого предложения
дело не пошло: в середине XVIII века Усть-Рудицкая
фабрика была единственным предприятием в стране
по изготовлению цветного стекла и не могла
заменить весь импорт.
Самые
ранние сведения о витражах в русских
постройках нового времени относятся к периоду
царствования Екатерины II. В последней трети XVIII
века в столице и подражающей ей провинции был
возведен ряд псевдоготических зданий с
полихромными оконными стеклами. Первыми среди
"готических затей" с витражами были проекты и
сооружения архитектора Ю. М. Фельтена.
Образцы цветного остекления того времени не
сохранились, упоминания в источниках редки и
малоинформативны. Их поиск и интерпретация может
стать самостоятельным направлением
исследования.
Архитектурой
классицизма витраж не был востребован. Строгие
архитектурные формы и ордерный язык требовали
синтеза с монументальной скульптурой. Цветное
окно создает в интерьере особое настроение,
уводит человеческие помыслы в сферу
иррационального и мистического. История
собственно русского витража началась в эпоху
эклектики, претворившей в зодчестве
мировоззрение романтиков.
<--- Назад Содержание Далее
--->
Написать комментарий
|