Директор - профессор М.С. Мейер
История изучения языков и
культур Востока в стенах Москов-ского
университета ведет отсчет с 50-х годов XVIII
века. Созданный в 1956 г. на базе ряда кафедр
исторического и филологического фа-культетов
Институт стран Азии и Африки опирался,
таким образом, на более чем двухсотлетнюю
традицию изучения восточных стран.
Институт является основным центром в нашей
стране по подготов-ке востоковедов, причем
доскональное знание реалий современного
Востока, последних тенденций в развитии
политической, экономиче-ской и духовной
жизни афро-азиатских обществ в сочетании с
фун-даментальностью и универсальностью,
присущих университетскому образованию, -
было и остается отличительным стилем
выпускни-ков института. Для них Восток -
не "экзотика", не набор
загадок и секретов, каким представляется
ориентальный мир неспециалистам, а прежде
всего предмет профессионального и
глубокого знания. Эко-номический и
социальный динамизм в Азии и Африке,
определяю-щий в наступающем столетии
расширение контактов с этими стра-нами во
всех областях, без сомнения, стимулирует
высокий спрос на выпускников института,
справедливо считающегося одним из самых
престижных в мире центров подготовки
востоковедов и африкани-стов.
Студенты, поступившие в институт,
имеют возможность специализации по одному
из трех основных отделений -
исторического, филологического и
социально-экономического. Действующие
учебные планы базового высшего образования
предусматривают об-учение в течение
четырех лет и получение диплома бакалавра
по направлениям "Регионоведение", "Востоковедение
и Африка-нистика". Для тех, кто проявляет
интерес к продолжению обуче-ния, институт
обеспечивает возможность последующей
двухгодичной учебы в магистратуре или
подготовки дипломированного специали-ста
на пятом курсе.
Заключаются контракты на платное
обучение с лицами, не на-бравшими проходной
балл по итогам вступительных экзаменов.
Вне зависимости от специализации
студенты изучают в одинако-вом объеме один
или два восточных языка и один из
западноевро-пейских языков. В настоящее
время в институте осуществляется об-учение
более чем 40 языкам народов Азии и Африки.
В состав института входит 16
кафедр: истории стран Ближнего и Среднего
Востока, истории стран Южной Азии, истории
Китая, исто-рии стран Дальнего Востока и
Юго-Восточной Азии, африканисти-ки,
арабской филологии, иранской филологии,
тюркской филологии, индийской филологии,
китайской филологии, японской филологии,
филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и
Монголии, запад-ноевропейских языков,
международных экономических отношений,
экономики и экономической географии и
политологии Востока; име-ются 4 лаборатории:
комплексного изучения Центральной Азии и
Кавказа, экспериментальной фонетики,
экологии культуры Востока, технических
средств обучения. В институте работают 250
преподава-телей и сотрудников, из которых 28
- профессоров, 70 - доцентов. Для чтения ряда
курсов приглашаются авторитетные
специалисты из других академических и
практических организаций и учреждений
Москвы.
Откликаясь на вызовы
глобализации, институт интенсивно разви-вает
связи и кооперацию с ведущими зарубежными
университетами и научными центрами для
реализации исследовательских проектов и
подготовки высококвалифицированных кадров.
В рамках этих про-ектов, а также
сотрудничества с авторитетными
российскими организациями созданы и
успешно действуют: Международный центр
корееведения МГУ, Центр арабистики и
исламоведения,Центр иудаики и еврейской цивилизации,Центр индологических и буддологических
исследований,Центр сравнительных социально-экономических
исследований, Религиоведческий центр,
Межвузовский факультет китайского языка,
Вьетнамоведческий центр, Общество "Нусантара"
(изучение Индонезии, Малайзии, Филиппин),
Общество по преподаванию японского языка в
школе, Общество Доброй Надежды (афри-канистика).
Для публикации учебников, методических
разработок и результатов научных
исследований создан Издательский центр
ИСАА при МГУ.
Студенты, специализирующиеся по
истории, изучают следующие дисциплины:
история стран Азии и Африки, всеобщая
история, история Отечества, история религий,
археология и этнология. По конкретной
стране изучения читается фундаментальный
курс истории, кроме этого предусмотрены
страноведческие курсы по экономике, по-литической
системе, культуре, источниковедению и
историографии.
Студенты-филологи слушают общие
курсы основ языкознания и
литературоведения, общего языкознания и
истории литератур, а также изучают
специальные дисциплины: теоретическую
фонетику и грамматику, лексикологию,
диалектологию и историю соответствующего
восточного языка, литературу, историю,
географию, политическую систему изучаемой
страны или региона.
Профессиональная подготовка
студентов социально-экономического
отделения включает изучение высшей
математики, экономической статистики,
общей экономической теории, финансово-кредитных
систем, экономики и экономической
географии стран Азии и Африки, экономики
России, развитых стран Запада, международ-ных
экономических отношений, истории
экономической мысли. Цен-тральное место
отводится занятиям по экономике изучаемой
страны или региона.
Помимо обязательных предметов на
выбор студентов предлагается широкий круг
факультативных курсов: история
общественной мысли, история искусств,
демография, теория и практика информатики,
основы социологии, основы конфликтологии,
математические методы исторических
исследований, история отечественного
востоковедения, экономика стран
Центральной Азии, мировое хозяйство в
системе ,
транс-национальные корпорации и
развивающиеся страны, история политических
учений, театральные и музыкальные культуры
Востока и др.
Важной частью учебного процесса
являются стажировки в стра-нах изучаемого
языка, активное сотрудничество студентов с
практическими организациями, развивающими
связи со странами Востока. Для овладения
навыками разговорной речи при изучении
восточных языков широко используются
лингафонные аудиовизуальные средства и
средства интерактивного обучения, кабинеты
для занятий различными видами перевода, в
том числе синхронного. Для работы с
различными сетевыми ресурсами
предусмотрены занятия в компьютерном
классе.
Уделяется большое внимание
довузовской подготовке будущих студентов
из числа школьников, проявляющих интерес к
востоко-ведным дисциплинам. При институте
многие годы работает Школа молодого
востоковеда, объединяющая
старшеклассников. Институт поддерживает
тесный контакт с Востоковедным лицеем и
рядом дру-гих школ, специализирующихся на
преподавании восточных языков.
Выпускники института находят
применение своим знаниям и на-выкам в
государственных учреждениях, общественных
организациях, средствах массовой
информации, издательствах, в институтах Ака-демии
наук, в системе вузовского образования.
Значительную за-интересованность в
привлечении на работу выпускников
института проявляют различные
экономические структуры, в том числе зару-бежные.
Создана в качестве независимой
общественной организации Ассоциация
выпускников ИСАА.
Написать комментарий
|