Традиции барокко в архитектуре
Петербурга середины XIX - начала XX века.
Бурдяло Алексей Викторович
Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения
Кафедра искусствоведения и
методики преподавания изобразительного
искусства РГПУ им. А.И. Герцена
Научный руководитель: доктор
искусствоведения, профессор В.Г. Лисовский
Архитектура России
Глава посвящена развитию "барочного"
неостиля в архитектурной практике 1840 - начала
1860-х гг. В пределах главы рассматривается
основной предметный материал. Анализ материала
направлен на выявление причин утверждения
необарокко в практике петербургских зодчих,
стимулов к его дальнейшему развитию, основных
художественных приемов и образно-
композиционных средств барокко, вновь нашедших
применение. Глава состоит из двух параграфов.
Здесь раскрыто решение русскими
архитекторами взаимообусловленных проблем
сохранности архитектурного наследия эпохи
барокко и приспособления старинных построек к
новым условиям функционирования. В процессе
работы по реконструированию и реставрации
целого ряда старинных зданий отчетливо
проявилось стремление сохранить первоначальный
облик здания в процессе его капитального
переоборудования на современном уровне
строительной техники. Обеспечение дальнейшей
эксплуатации объекта не снижало, таким образом,
его исторической и художественной ценности.
Данный принцип, обозначенный в документальных
источниках как "возобновление прежнего
вида", получил одобрение современников,
поскольку позволял вырабатывать компромиссные
варианты достаточно сложного соотношения
"старины" с "новшествами" в оснащении и
убранстве одного и того же здания или помещения.
Опыт подобной работы с отечественными
оригиналами барокко успешно использовался в
дальнейшем - при перестройке общественных
зданий, дворцовых интерьеров, жилых домов XVIII в., а
затем и при создании зодчими- эклектиками
самостоятельных произведений по старинным
образцам. Наиболее показательны в этом плане
работы В. П. Стасова ( реконструкция Смольного
собора, интерьеры
Зимнего и Екатерининского
Царскосельского дворцов ), А.П. Брюллова (
интерьеры Зимнего дворца, проект реконструкции Кунсткамеры), А.Ф. Щедрина (
реконструкция комплекса Двенадцати
коллегий - Университета ). В рамках концепции
"возобновления" работали в 1840 -1860-х гг. И.-Д.
Корсини, А.И. Штакеншнейдер, П.С. Садовников, И-А.
Монигетги, А.М. Горностаев, Н.Л. Бенуа, Г.И. Карпов,
а позже - Л.Н. Бенуа, И.С. Китнер, Г.Д. Гримм и многие
другие архитекторы. Быстрый рост зрительских
симпатий к искусству прошедших эпох
обеспечивает постепенное распространение
"возобновленного" барокко на строительство
и оформление новых зданий в Петербурге и его
окрестностях.
Архитектурное творчество в русле необарокко
охарактеризовано на примерах вариантов
интерпретации оригиналов стиля, предельно
близких к прототипам, избранным зодчими, -
авторских реплик. Первые опыты такого рода еще
сопряжены с разработками "возобновлении",
но вместе с тем в них обнаруживается стремление
выйти за пределы реставраторской концепции,
варьировать формы барокко более свободно,
создавать новые пространственные комбинации и
сочетания элементов декора. Эта тенденция
впервые про- слеживается в творчестве О.
Монферрана ( особняк П. Н. Демидова, дача Э. Дебонье ) и получает развитие в
работах А.И. Штакеншнейдера (
Собственная дача Александра II близ
Петергофа, особняк и дача кн.
Белоселыжих-Белозерских ), Г.- Ю. Боссе
( ансамбль Знаменского дворца, особняки М. М. Устинова и Е. М.
Бутурлиной, проект дома АА Толстой ), И.А
Монигетги ( дом Т. Дылева, виллы в
Царском Селе), Н.Л. Бенуа ( Фрейлинские
корпуса в Петергофе ), а также Л.-Ф. Бонштедта, В.
Лангвагена, В.В. фон Витта, Ф.-А. Ланге, Р.И.
Кузьмина, К.-Ф. Андерсона, В.П. Львова, П.С.
Садовникова, АП. Геми-лиана, Р.Б. Бернгарда, Л.
Фонтана и других зодчих.
Большинство проектов, разработанных в
характере барокко в период 1830- 1860-х гг.,
показывает соблюдение основных принципов стиля,
получивших утверждение в России XVIII столетия
(симметрия в решении планов и фасадов зданий,
выделение центральных осей, применение
анфиладной системы в расположении парадных
интерьеров ). Получает заметное распространение
и принцип "свободной лепки" объема (
например, в ризалитах с вогнутыми боковыми
гранями ). В целом ряде крупномасштабных
сооружений применяются элементы "большого
ордера", объединяющие два яруса здания, а также
"пучки" колонн и пилястр. Как и в
"подлинной" барочной архитектуре, ордерное
убранство приобретает декоративный характер;
его компоновка содержит только намек на
первоначальную роль опор и перекрытий. Получают
распространение подчеркнуто деструктивные
формы элементов, изначально призванных служить
дополнительной опорой ( волют -"контрфорсов" и консолей ) или
защитным покрытием ( фронтонов над ризалитами
и сандриков ). В наиболее
убедительных стилизациях "под барокко"
достигнуто состояние зрительного движения
объемных масс. Иногда статичная монолитность
оставленной без изменений конструкции эпохи
классицизма оживляется пластической
насыщенностью и богатством лепного декора
(например, у В. Лангвагена и А. Кольба). Однако в
силу различных обстоятельств (ограниченности
участка застройки, стесненности заказчика в
материальных средствах, необходимости соблюдать
достаточно жесткие строительно- технические
нормативы ) архитекторам далеко не всегда
удавалось достичь эффектов, свойственных
барокко. В таких случаях применялась
фрагментарная стилизация - "в духе
Растрелли" решался только один центральный
выступ или несколько главных осей, один ярус
бельэтажа по фасаду, который сохранял в
остальном прежнюю классицистическую или
приобретал более скромную неоренессансную
отделку. Примеры такого рода продемонстрировали
Е.П. Варгин, И.С. Гамазов, А.Ф. Занфтлебен и
некоторые другие архитекторы. Дома
"камерных" габаритов, подлежащие
переоформлению, отделывались в характере рококо
- с большей простотой и легкостью очертаний
декора фасадов, без применения ордерных
элементов, с изысканной орнаментацией
интерьеров ( А.К. Бруни, Г.И. Карпов, P.P. Генрихсен ).
Произведения "второго барокко"
исследованы и в плане социального заказа, чему
посвящена специальная статья автора по теме
диссертации. Изучение этой проблемы позволяет
констатировать, что почти 1/3 домовладельцев,
заказавших в 1840-1860-е гг. постройку или отделку
здания "во вкусе Растрелли" или "в стиле рококо", принадлежала на момент
исполнения заказа к "средней" чиновной
прослойке столичного общества. Число
титулованных особ, лиц придворного круга
составляет несколько меньший процент, а доля
частного заказа значительно превышает
государственную.Изучение работы петербургских
зодчих в русле необарокко показывает, что
характерные для барочных оригиналов черты
декоративного оформления построек, а также
основные принципы формирования их объемно-
пространственной структуры успешно
использовались в период эклектики и получили
достаточно широкое распространение.
<--- Назад Содержание Далее
--->
Написать комментарий
|