В этом году Московский
университет отметил свое 245-летие. Немногие факультеты МГУ могут
гордиться тем, что их возраст совпадает с возрастом университета, но, к
счастью, юридический имеет такую возможность.
Проект Московского университета, подготовленный И.И.Шуваловым при
содействии М.В.Ломоносова, предполагал создание трех факультетов:
юридического, медицинского и философского. При этом на юридическом
создавались курсы естественного, народного и политического права. Для
ведения занятий, помимо штата преподавателей и сотрудников, предполагалось
выделить из десяти профессорских должностей три вакансии
профессоров-юристов.
Первый профессор всей юрипруденции должен изучать и преподавать
натуральные и народные права, а также узаконения Римской древней и новой
империи; второй - юриспруденции российской (помимо указанных, он должен
знать и обучать внутренним государственным правам); третий - профессор
политики, который должен показывать взаимное поведение, союзы и поступки
государств и государей между собой, "как было в прошедшие века и как
состоят в нынешние времена".
С позиций сегодняшнего состояния юридического факультета МГУ
первоначальная его организация может вызвать лишь улыбку. Сейчас здесь
работает 14 кафедр и 2 научные лаборатории, а количество профессоров
превысило 40. Однако главное, что мы всегда должны сознавать и помнить, -
из колыбели первого российского университета вышла и российская
юридическая наука, и российское юридическое образование. Обозревая
ретроспективу развития нашего факультета, можно выделить много людей,
ставших первопроходцами юридической науки и практики, в той или иной
степени связавших свою жизнь с юрфаком МУ, и сегодня являющимся одним из
лидеров юриспруденции в стране.
В настоящее время, учитывая политическое и экономическое состояние
нашего общества, перед факультетом стала задача реформирования высшего
юридического образования. При этом, конечно, необходимо воспользоваться
тем огромным опытом и наработанными структурами, которые есть у
факультета, его высококвалифицированным персоналом, способным
совершенствовать свою деятельность с учетом новых реалий.
Основным направлением преобразований стал наметившийся еще десятилетие
назад переход от преимущественно информационного обучения, нацеленного на
освоение законоположений и правил многочисленных подзаконных актов и
призванного воспитать прежде всего знатока многообразной правовой
информации; переход к изучению основных положений юридической науки,
выработанных ею и проверенных многолетней практикой правовых институтов,
категорий и конструкций, сочетающийся с научным анализом действующего
законодательства (в том числе, в различных правопорядках) и практикой его
применения.
Студент должен четко усвоить общепризнанные юридические постулаты и
уметь самостоятельно анализировать их различное законодательное
оформление, а также овладеть на этой базе основными навыками практического
использования правовых средств. Тогда его знания и навыки не устареют в
день вступления в силу очередного законодательного акта. Иными словами,
следуя лучшим отечественным традициям, студент-юрист Московского
университета изучает не "законоведение", а "правоведение", что и
фиксируется затем в полученном им дипломе.
Сложившаяся ситуация вызвала необходимость в рамках устоявшейся
специализации нетрадиционно решить вопрос о наборе правовых дисциплин,
изучаемых на факультете. Особенно это коснулось гражданско-правового
направления, обеспечиваемого шестью кафедрами. Экономические
преобразования последних лет объективно потребовали преподавания, наряду с
классическими, комплексных отраслей права и законодательства. В их число
вошли банковское право, налоговое право, корпоративное право, таможенное
право и др.
Представленные новые научные разработки и практика их преподавания
коснулись и такой важной специализации, как государственно-правовое
направление. С учетом изменений в политической системе и построении
органов государственной власти кафедры, обучающие студентов на основе
новых законодательных актов, формируют практику политико-правовой
деятельности, обеспечивающую развитие демократических процессов в
Российской Федерации.
Важная задача стоит перед специализацией уголовно-правового
направления. Криминализация всех сторон жизни нашего общества, резкий рост
отдельных направлений преступной деятельности, таких как терроризм, рэкет,
наркобизнес и пр., требуют от преподавателей факультета дополнительных
усилий по разработке мер борьбы с криминалитетом, совершенствованию
законодательной базы выявления и расследования преступлений, расширению
сотрудничества с правоохранительными органами. Особую роль начинает играть
изучение криминологии - науки о причинах преступности; криминалистики -
науки о способах расследования преступлений и др.
Профессора и преподаватели факультета активно участвуют в
законотворческом процессе и в правоприменительной практике. В свою
очередь, это позволило им создать в последние годы новое поколение
учебников и учебных пособий по всем юридическим дисциплинам, практически
полностью обновив их содержание.
Таким образом, стратегические задачи новой концепции юридического
образования постепенно решаются. Это позволяет коллективу факультета
уверенно смотреть в будущее, чтобы продолжить славные традиции старейшего
в России правового учебного заведения.
Михаил Ковалев, доцент
Написать комментарий
|