И.В.Молдовану
Несмотря на то, что дыхательная
система является наиболее психогенно
зависимой (единый семантический корень
душа-дыхание практически во всех языках - не
случайное явление), несмотря на то, что дыхание
имеет наивысший "индекс психосоматичности"
(oб этом также свидетельствуют и нейрофизиологические
аспекты регуляции дыхания как системы с
наибольшей степенью цефализации и
церебрализации) функция дыхания
наименее изучена в психофизиологических
исследованиях. Одна из причин такого
игнорирования дыхания со стороны исследователей
связана, по-видимому, и с тем, что дыхание в высшей
степени индивидуализировано, плохо поддается
единой унификации и формализации и существующая
научная методология не "охватывала" ее в
полной мере в процессе исследования. Частота
дыхания - параметр, который приносит мало
информации исследователям, учитывая его
возможный произвольный контроль со стороны
испытуемого. Даже возможности глубокого анализа
динамики состава газов выдыхаемого
воздуха и крови не вдохновляли на
широкое применение дыхательных параметров в
психофизиологических исследованиях. Дело еще
больше осложнялось, когда стало ясно, что тип
дыхания подвержен социо-культурным существенным
воздействиям: мода на тот или иной тип дыхания
("грудь колесом" у мужчин, применение тугих
корсетов, которые усиливaют грудное дыхание у
женщин и т.д.). У части исследователей всегда было
ощущение, что дыхание - функция значительно более
многогранна, чем только реализация газового
гомеостаза организма. В этом плане
представляет интерес наблюдение П.П.Блонского
(1), который считал, что дыхание лучше
характеризует поведение человека, чем любые
другие системы. Он говорил даже о "мимике
легких"- сопении, вздохах, стонах, кашле,
зевании, смехе, плаче - словом, того богатого
арсенала мимики легких, который вместе с речью
делает легкие безусловно
выразительнейшим органом эмоциональной
жизни" (1).
С функцией дыхания
связаны
не только указанные выше недостаточно
исследованные моменты экспрессивной и невербальной
речи. Имеется еще одна ситуация, которая помимо
экспрессии и коммуникации играет существенную
роль в формировании того внутреннего состояния
человека, которое обобщенно можно назвать самочувствием. Феномен самочувствия
по своей сути является многокомпонентным
феноменом (2, 5), однако в рассматриваемом
контексте важно выделить роль функции дыхания
как некоего постулируемого биологического
детерминанта в его (самочувствие) генезисе. Речь
идет о тех ощущениях, связанных с дыхательной
функцией, которые в ярком виде встречаются в
клинике и которое получило название одышки
и диспноэ.
Физиология дыхания,
которая вобрала в себя все блестящие достижения
современной биологии, биохимии,
нейрофизиологии и других
биологических дисциплин, а также успехи кибернетики, в настоящее время не в
состоянии с указанных позиций объяснить
возникновение феномена одышки особенно в тех
случаях, когда организменных поломок нет
(отсутствие патологии со стороны легочной и сердечно-сосудистой систем), а
дискомфорт дыхания патологически персистирует и
изматывает больных.. Та система знаний, связанная
о подходами, разработанными физиологией дыхания,
недостаточна либо неадекватна для решения
указанной проблемы. Гомеостатические
идеи явно несамодостаточны (2}. Ощущается
необходимость поиска и введения дополнительного
плана анализа для понимания феномена дыхания и
его проявлений. В атом плане интересно
высказывание E.Strass (7), который
утверждает, что ": ни физиология, ни
психология не может понять феномен дыхания
в его целостности. Дыхание имеет другой контекст,
чем только план экспериментальной работы".
Далее автор утверждает, что в попытке
систематизации и ранжирования базисных опытов,
связанных с дыханием - все это "может лучше
всего быть описано с позиции категории
"свободы и отчаяния" или "силы и
слабости" (7).
Неожиданное введение подобного плана
анализа, несмотря на возможную спорность самих
выбранных E. Strass категорий, имеет несомненные
эвристические черты. По крайней мере, показано
отчетливое осознавание автором ограниченности
организмоцентрической (гомеостатичеcкой) модели
в объяснении различных феноменов дыхания. Помимо
обозначенной нами связи дыхания с невербальным
планом общения (к этому вопросу мы вернемся ниже),
а также связи дыхания с внутренним миром
человека ("Мы чувствуем себя так, как мы
дышим" - утверждает П.П.Блонский (1)
и ему трудно отказать в справедливости такого
наблюдения) существует еще одна область, где
дыхание является базисным феноменом. Это речевая деятельность. Дыхание
и речь - старая проблема и особенно в
прикладных аспектах риторики,
ораторского мастерства, техники постановки
голоса и т.д. Мы попытаемся рассмотреть связь
этих двух феноменов с позиции столкновения
различных реальностей. А.Н.Леонтьев
подчеркивал, что в процессе речепроизводства
человек объединяет несколько начал, уровней, а
именно уровни биологический, психологический и
социальный (4). Конкретизируя это положение,
следует выделить в контексте нашей проблематики
два момента.
Первый - это тот факт, что система
дыхания, реализуя природный ритм дыхания
(вдох-выдох), призванный с биологической точки
зрения обеспечить дыхательный гомеостаз,
который сложнейшим образом организован,
одновременно служит основой порождения речи, а
выдыхаемый воздух составляет "сырой материал
речи".
Второй аспект интересен тем, что вся
сложная система "дыхание-речепроизводство"
регулируется языковым "сценарием",
составленным по законам культуры, т.е. по законам
смысловой организации текста. Именно следование
законам текста и подчинение им выводит систему
дыхания в процессах речевой деятельности на
совершенно другой уровень регуляции. Ситуация в
этом случае необычная и в определенном смысле
достаточно уникальная: висцеральная
система (дыхание) оказывается
"выведенной" наружу и одновременно
функционирует по иным, чем организменным
законам, по законам смысла и значения, по законам
текста, по законам, в конечном итоге, культурной
детерминанты. Этот факт требует всегда учета для
того, чтобы реализовать полноценное
"прочтение" феномена дыхания.
Особенно ярко проблема дыхания
выступает при попытках понять причины и
механизмы развития одного из часто
встречающихся функционального расстройства дыхательной деятельности, каким
является; гипервентиляционный синдром,
который проявляется в избыточном усиленном
дыхании (неадекватно уровню
метаболизма в организме), нарушении рисунка (паттерна) дыхания и сопровождающийся
многочисленными психологическими, вегетативно-
висцеральными,
мышечно-тоническими и другими нарушениями (3).
Традиционная точка зрения на генез данного
синдрома связывает появление указанной
патологии со стрессами, возникновением
тревожно-фобических и других эмоциональных
нарушений. Неожиданно в указанном контексте
представление Lum (6), которое противоречило
устоявшимся взглядам на психогенную природу гипервентиляционного синдрома. Lum ищет
корни в иной реальности. Он утверждает, что из
существующих вариантов дыхания (грудное,
брюшное, сочетанное) мужчины и женщины Запада
обучаются с самого раннего детства избыточно
дышать грудью, недостаточно используя брюшной
тип дыхания. У мужчин это связано с занятиями
физкультурой в школе и с армейской службой,
которая во всем способствует закреплению навыка
грудного варианта дыхания. В последующем
выпячивание груди вперед - формирование инспираторного положения грудной клетки
становится не только делом привычки, но
приобретает определенное символическое
значение, а именно - является символом
мужественности, одновременно формируя некий
многозначный контекст и ассоциации как с позой
гвардейца, так и с образом сердитой обезьяны (6).
Женский вариант грудного дыхания носит иной
культуральный смысл. Преувеличенное грудное
дыхание служит нескольким целям. Это и
привлечение внимания к груди для сексуального
успеха, это одновременно эквивалент фрагмента
сексуального поведения с соответствующим
вегетативным сопровождением, это и следование
определенным клише и стереотипам типа
голивудского "полногрудой блондинки", это и
символ эмоциональной активации и возбуждения в
отличие от спокойного брюшного дыхания.
Все указанные культурально
детерминированные стереотипы являются согласно
концепции, одной из главных причин появления у
людей, особенно в ситуациях напряжения,
конфликтов и т.д. гипервентиляционного синдрома.
Указанная концепция нам
представляется интересной с нескольких точек
зрения. Так, для изучения достаточно отчетливого
медико-биологического феномена, каким является
гипервентиляционный синдром был применен иной,
чем сугубо организмо-центрический способ
анализа, а именно культурологический анализ,
который разрешил и ответил на ряд вопросов,
нерешаемых в плоскости биологического или даже
психофизиологического плана. Кроме того ряд
фактов социокультурной природы получает в
данной концепции статус патогенетического
принципа объяснения, что несомненно является
новым шагом вперед. И, наконец, подчеркивается
важный момент, а именно момент обучаемости, что
открывает новые возможности терапии - через
обучение, воспитание и перевоспитание дыхания,
поведения и т.д.
Проведенный нами анализ функции
дыхания и его нарушений и подчеркивание роли
культурного контекста позволяет выделить три аспекта связи
дыхания со следующими ситуациями.
1. Дыхание как внешний, экспрессивный,
коммуникативный процесс, связанный с системой
культурных стереотипов, включенные в контексте
ряда символов в той или иной культурной традиции.
2. Дыхание как система, которая играет
существенную роль в генезе многочисленных
психологических и соматических
феноменов, особенно при нарушении
регуляторного баланса системы, и определяющая во
многом самочувствие человека.
З. Дыхание как система, которая
обеспечивает помимо газового
гомеостаза организма также и механизмы
речепроизводства. При этом ее функционирование
непротиворечиво и гармонично связано с двумя
типами программ: биологически -
гомеостатической и социо-культурной.
Конечно, в любой функции организма
возможно вычленение вклада различных
детерминант - биологической, психологической,
социальной. Однако трудно найти подобную
функцию, где взаимосвязь различных реальностей
столь тесна, столь взаимозависима и столь ярка,
как в системе дыхания.
Главная идея, которую мы хотим
подчеркнуть в данной работе, заключается в том,
что, будучи тесно связана с такими феноменами,
как невербальные коммуникации, вербальные коммуникации (речь) и
самочувствие - система дыхания влияет на
указанные феномены и одновременно находится под
их влиянием. Другими словами, обозначенные
ситуации в определенном смысле выводят систему
дыхания на иной уровень регуляции и выступают по
отношению к ней в качестве внешних культурологических
регуляторов. Данный вывод позволяет объяснить
столь высокую "непопулярность" дыхания в
проблематике психофизиологических
исследований; при таком рассмотрении становится
самоочевидной необходимость иных трактовок
таких проблем, как одышка, патогенез
гипервентиляционного синдрома и т.д.
Однако самым важным, на наш взгляд,
является то, что на модели дыхания возможно
построение иного, а именно культурологического
подхода к тем феноменам медицинской практики,
которые входят в область психосоматических
исследований. Ведь для того, чтобы выйти за
рамки организмо-центрической модели медицины,
необходим поиск конкретных механизмов связи
области "систем значений" культуры в
конкретных соматических реакций. В
такой постановке выявление конкретных
"культурологических регуляторов"
организменных функций нам кажется перспективным
подходом. В данном конкретном случае важно
подчеркнуть, что система дыхания находится в
теснейшей связи с многочисленными системами
организма, с метаболическими
процессами, поэтому режим ее функционирования
может существенно влиять на параметры и
состояние работы организма. Дыхание здесь
выступает своеобразным модулятором, который
задает программу функционирования той или иной
системы организма, одновременно само подчиняясь
социокультурным детерминантам. Поиск подобных
"регуляторов" и для других систем организма
и последующая их психофизиологическая и
культурологическая детализация и конкретизация
нам представляется перспективной задачей.
Литература
1. Блонский П.П. Избранные
психологические произведения.- М.: Просвещение,
1964.
2. Бреслав И.С. Восприятие
дыхания и природа одышки. Успехи
физиологических наук. 1988, т. 19, 1, с. 24-39.
3. Вейн А.М., Молдовану
И.В. Нейрогенная гипервентиляция.
Кишинев, 1988.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность. М., 1977.
5. Молдовану И.В. Феномен
самочувствия. 1989. В печать.
6.Lum L.S. The Syndrome
of
habitnal chronic
hyperventilation. In: Modern Trends In Psycho
omatic
Medicine. Ed.
0.W. Hill, London,1976, p.196-230.
7.Stranss E. The Sigh.
In:
Phenomenology
Psychology.Basic Books Inc., N.Y., 1966, p. 234-251.