Клишина О..С.
МГУ им.М.В.Ломоносова, Исторический факультет
Окружающий человека мир и общество познается им через призму его культуры. Однако эта культура личности складывается прежде всего в результате воздействия общества (социализации), важная роль в которой принадлежит общественным институтам - государству, СМИ, первичному производственному коллективу, семье и др.. Форма взаимодействия культуры и личности, включенной в определенный социум зачастую различны (этнически специфичны). Личность проходит два этапа социализации (этнизации) - первичную (воспитание в семье) и вторичную (сознательное вхождение в общество).
На втором этапе существенное воздействие на личность оказывают представители профессиональной культуры данного народа. Интеллигенция создает современную национальную культуру, разрабатывает систему историко-культурных ориентаций, формирует национальные или осознаваемые в качестве таковых культурные ценности. Она оказывает решающее воздействие на процессы т.н. "этнического возрождения".
Этногенетические исследования ведутся для обоснования территориальных или политических претензий к соседним народам. Историческая память драматизирует события прошлого, демонстрируя либо периоды процветания (в глубокой древности), либо периоды несправедливых гонений (депортации - для чеченцев и балкарцев, русско - кавказская война и выселение адыгов - для кабардинцев). Исторические факты используются функционально - для обоснования конкретных политических целей (дискуссия об этнических границах между кабардинцами и балкарцами, полемика о существовании древнего государства лезгин на территории Азербайджана, спор о "добровольном" вхождении Чечни в состав России).
Представители национальной элиты пересматривают существующую концепцию национальной истории в пользу этноцентризма. Предельно упрощается этническая картина мира: все народы делятся на народы-враги, (угнетатели, оккупанты, паразиты) или народы-друзья. Свой собственный народ рассматривается как невинно пострадавшая жертва, достойная лучшей участи.
На основании этого выдвигаются требования создания особых привилегий не только в сфере культуры (повышение роль национального языка до статуса государственного, создание национально ориентированных образовательных учреждений, выделение средств на возрождение культуры), но и в экономике (снижение налогов, выделение льготных субсидий, приоритет на владение собственностью), а главное -политике (квоты на представительство в органах власти, требование повышения статуса республики, а то и суверенитета).
Важным показателем является самоидентификация: для государствообразующих или доминирующих в республике народов это более высокий таксономический уровень этничности ("мы - дагестанцы" - для аварцев, "мы - россияне" - для русских из республик), для малых или дискриминируемых народов это непосредственная этническая принадлежность ("Чечня не Россия, а Россия не Чечня" - для чеченцев, "мы маленький, но самостоятельный народ" -для лезгин).
В качестве исконных традиционных пропагандируемых ценностей выступают - внутриэтническая сплоченность, детальное соблюдение национального этикета, верность интересам семьи, клана, рода, патриархальные отношения между полами и поколениями, поощрение высокой рождаемости, резко отрицательное отношение к межэтническим бракам и вообще к "чужакам", крайняя набожность.
Полнота и радикализм требований этнических элит зависит от размеров этноса, степени его консолидации, межэтнических контактов внутри республики.
Для политической консолидации часто используются также внешние силы (союз с русскими для аварцев, апелляция к адыгской диаспоре за рубежом для кабардинцев, общетюркское единство для балкарцев, вайнахское братство для чеченцев, идея Кавказского Дома для всех кавказцев).
Написать комментарий
|