Студенты
географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прошли практику на Кунашире при поддержке сотрудников заповедника 'Курильский'. Как рассказали ТИА 'Острова' в пресс-службе заповедника "Курильский", студенты 2-го, 4-го и 5-го курсов работали над различными задачами на среднем и южном участках острова Кунашир. Полевая практика студентов 2-го курса под руководством доцента кафедры картографии и геоинформатики Натальи Алексеенко и инженера по ГИС (геоинформационным системам) заповедника Михаила Грищенко проходила в течение всего июля.
Наталья Алексеенко рассказала, что в ходе подготовительных работ перед выездом на остров были изучены снимки исследуемого участка, относящиеся ко всем четырем сезонам, намечены приблизительные границы растительных сообществ и определены точки, где необходимо провести полевые исследования. В ходе практики 15 второкурсников отрабатывали навыки полевого тематического дешифрирования. В результате проделанных работ будут составлены предварительные карты растительности в масштабах 1:25000 и 1:100000. Работы проводились на участке от вулкана Головнина до вулкана Менделеева. Карты будут полезны зоологам, ботаникам и могут стать основой для создания полной карты растительности острова.
Наталья Алексеенко объяснила, что снимки, полученные при помощи аэрокосмической съемки, необходимо дешифрировать, то есть опознать изображенные на них объекты и определить их характеристики. При этом используются снимки, выполненные в разные сезоны. Например, наличие луга нельзя определить только по летнему снимку, необходимо дополнительно изучить осенние и весенние. Часто по снимку не удается определить необходимые характеристики объектов, например, отличить луг от болота, точно определить тип растительности. Поэтому необходимо использовать полевое дешифрирование, при котором специалист обходит местность и уточняет ее характеристики. Студенты также определяли экспозицию склонов, то есть выявляли их пространственную ориентацию относительно частей света. От экспозиции склона зависит его микроклимат, который влияет на растительность.
Студенты 4-го курса работали на южном участке Кунашира - на полуострове Весловский и побережье залива Измены. Они выполняли задачу по составлению ландшафтной карты. Для составления ландшафтной карты масштаба 1:10000 предварительно изучались аэрокосмические снимки, на которых отображаются растительные сообщества данной территории, именно они служат индикаторами некоторых других свойств местности. Например, по растительности можно определить, какие под ней почвы.
Студенты 4-го курса Глафира Леонова и Андрей Карпачевский рассказали, что согласно данным обработанных аэрокосмических снимков, за последние 15 лет площадь полуострова Весловский существенно увеличилась. Этот полуостров образовался около 2 тысяч лет назад за счет размытия склонов юго-восточного побережья Кунашира - Головнинской стенки, которая тянется от мыса Пузанова до устья реки Белозерка. Ландшафтную структуру полуострова составляют, в основном, осоковые болота и разнотравные луга с шиповником. Преобладающий тип почв - псаммозем, то есть почвы, образующиеся на наносном песке. Но имеются и болотные почвы. Для определения типа почвы на различных участках в ней выполнялись разрезы (шурфы). Полученные данные будут отражены на ландшафтной карте. Ландшафтная карта будет доработана в лабораторных условиях на основе собранных полевых данных.
Студенты отметили, что многие участки полуострова Весловский были перекопаны во время военных учений и заросли бамбучником. Примечательно, что на полуострове бамбучник вырастает только в тех местах, которые претерпели антропогенное воздействие, вследствие чего был нарушен почвенный покров. В числе студентов практику проходила и студентка 5-го курса - Александра Морозова. Она создаст карту, на которой будет отражено, насколько хозяйственная деятельность человека, такая как строительство зданий и дорог, затрагивает объекты исторического, культурного и природного наследия. Для этого карта освоения земель, составленная по аэрокосмическим снимкам, будет наложена на уже существующие карты объектов наследия.
Наши острова
Студентам удалось побывать в кальдере вулкана Головнина, увидеть бурундука и медвежонка. Их удивило обилие бамбучника, цветущие лианы гортензии и актинидии, магнолия; также впечатлила непривычная погода: частые туманы и внезапно появляющееся солнце.