Руководитель Центра инновационных технологий в государственном управлении
факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Владимир Солодов в интервью 'Русской службе новостей' прокомментировал развитие ситуации с обсуждением законопроекта, запрещающего чиновникам иметь за рубежом недвижимость и счета. Напомним, спикер Госдумы Сергей Нарышкин накануне подверг критике законопроект, запрещающий чиновникам иметь за рубежом недвижимость и счета.
'Владение государственными служащими и членами их семей имуществом за рубежом и счетами в банках требует регулирования. Это общемировая практика, потому что профессия государственного служащего предполагает некоторые дополнительные ограничений, более четкие границы действий, по сравнению с обычными гражданами. Это связано, с одной стороны, с более пристальным контролем, с точки зрения возможных коррупционных правонарушений и иных злоупотреблений должностным положением. С другой стороны, не менее важно понимать, что такие инициативы преследуют цель повысить престижность профессии государственного служащего и придать ей символический статус, то есть госслужащие должны показывать пример, служить олицетворением гордости за страну. В основе профессии должно лежать служение государству и обществу и определенные ограничения, которые в связи с этим берутся на себя'.
'По опросу, который в сентябре проводил ВЦИОМ, около 63% населения поддерживают такого рода законодательные инициативы. Значительная часть считает, что это ведет к снижению уровня коррупции. С другой стороны, это в большей степени относится к сфере этического регулирования государственной службы. Вопрос, который был поднят в этой дискуссии, был связан не столько с тем, нужно или не нужно регулировать эту сферу, а с тем, какого рода регулирование необходимо. В этом смысле меры законодательного характера - лишь один из механизмов, который должен применяться. Они должны сопровождаться подзаконными нормативно-правовыми актами, каким-то в больше степени этическим регулированием, потому что в настоящее время этическое регулирование госслужбы закреплено нормативно. Существуют в органах власти комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, но не всегда они работают достаточно эффективно. Возможно, часть регулирования, можно было бы отнести на уровень отдельных ведомств. Также значительная роль в такого рода регулировании может быть отнесена к полномочиям общественных органов, в первую очередь речь идет об общественных советах, которые создаются или уже существуют при органах исполнительной власти. Они должны осуществлять эту функцию подконтрольности - проверять соответствие госслужащих требованиям, в том числе этического характера'.
Также В. Солодов предостерег от неоправданно широких трактовок понятия 'государственный служащий': 'Мы часто - это касается общественного восприятия, общественного мнения- не до конца понимаем, кто такие госслужащие, и у нас образ государственного служащего - это высший государственный деятель, который обладает доступам к значительным государственным ресурсам и в отношении которого достаточно высоки риски разного рода злоупотреблений. Но не будем забывать, что численность государственных и муниципальных служащих в России - более полутора миллионов, и основная их часть никакой недвижимости и счетов в банках не имеет. Они являются обычными аналитиками, служащими, и распространение таких ограничений, проверок на всю систему государственной службы может привести к существенным затратам, даже чисто техническим, с точки зрения проверок этих сведений, а также к выборочному применению законодательства или не всегда объективному его применению'.
'Если говорить о развитии данной инициативы, полезно было бы на практике этическое регулирование сопровождать просветительской работой как среди населения, так и среди госслужащих, которое должно быть направлено на формирование позитивного образа этой профессии', - подытожил он.
Русская служба новостей
Редактировалось 1 раз(а). Последний 26.10.2012 14:14.