Российский новый университет по поручению Министерства образования и науки РФ в Орехово-Зуево прошла Всероссийская научная школа для молодежи "Современная мехатроника". Доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник Института прикладной математики (ИПМ) им. М.В. Келдыша РАН Владимир Павловский в докладе "Соревнования интеллектуальных роботов" рассказал о научных задачах и задачах обучения, возникающих в рамках разработки интеллектуальных мобильных роботов в формате Международных соревнований "Евробот":
Мехатроника - одна из новейших инженерных специальностей в мире (в России введена в 1995 году). По данным ЮНЕСКО, направление подготовки "Мехатроника" входит в десятку самых востребованных и перспективных технических специальностей в мире. Одна из современных форм обучения мехатронике и робототехнике - робототехнические соревнования, а одним из крупнейших европейских соревнований является "Евробот". Это открытый чемпионат автономных мобильных роботов, созданных молодежными командами со всего мира (в настоящее время в нем участвует более 25 стран).
В 2006 году был создан Российский национальный организационный комитет "Евробот", а весной 2007 года при методической поддержке МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова в МГТУ прошел первый российский этап соревнований. В 2011 году соревнования "Евробот" с большим успехом прошли в Астрахани.
Анализируя цели "Евробота", можно выделить следующие:
обучение основам робототехники и мехатроники;?
привлечение внимания к исследованиям в области робототехники;?
обмен технической информацией и инженерными знаниями;?
решение важных научно-практических задач;?
поиск, подготовка и поддержка новых высококвалифицированных кадров с?- практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний;
привлечение высокотехнологичных компаний в образовательные программы;
популяризация современных инженерно-технических разработок через?- увлекательное молодежное научное шоу.
Богатый опыт международной практики подготовки инженеров показывает, что новые современные высокотехнологичные науки требуют, помимо глубокого изучения базовых дисциплин, таких форм и методов обучения, которые активизируют практическое использование полученных знаний. Активное развитие высоких технологий в области робототехники требует непрерывного изменения учебных программ, особенно в лабораторной практике.
Дистанционное управление роботами через Интернет - это новое перспективное направление научных исследований, имеющих важное практическое значение. Одним из направлений в этой области является развитие средств дистанционного обучения. Особый интерес представляет использование уже имеющихся робототехнических систем и созданных на их основе специальных средств дистанционного обучения робототехнике и мехатронике. Принципиальной особенностью таких систем является возможность проведения экспериментов с реальным роботом и дорогостоящим оборудованием, что очень важно для высших учебных заведений, не имеющих такого оборудования.
Применение технологий искусственного интеллекта в робототехнике, безусловно, перспективно и полезно. Способы применения некоторых технологий искусственного интеллекта просто лежат на поверхности. Прежде всего, это относится к системам, основанным на нечеткой логике. Применение других нестандартных логик, например, временных, пространственных, модальных, многозначных и дескриптивных также могло бы быть полезным, например, для представления знаний в модели мира или в модели самого себя для интеллектуального робота.
Новости МГУ