Понятие 'габитус' ввел в научный оборот французский философ Пьер Бурдье. Согласно его теории, габитус представляет собой совокупность норм, правил, представлений, интересов, ролей, иными словами всех символических компетенций, которые должен усвоить человек, приходя на данное место в обществе и обретая принадлежность к некой социальной группе. Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и воспроизводится уже в его практиках.
Недавно в МГУ имени М.В. Ломоносова была защищена кандидатская диссертация о социально-философском осмыслении феномена коррупции. Ее автор - Борис Токарев предложил с целью объяснения причин устойчивости коррупции и воспроизводства ее практик использовать понятие 'габитус'.
Токарев развил идею Бурдье и сделал вывод о том, что если для общества коррупционные практики не являются чем-то исключительно недобропорядочным, а представляют собой неотъемлемые условия его функционирования, то можно с уверенностью говорить о коррупции как об определенного рода габитусе. Такой габитус меняет основания социальной системы: участие в коррупционных практиках в глазах индивида становится нормой как структурной, так и нравственной, морально оправданной.
Используя метод Бурдье - Токарева, начинаешь понимать, что у нас повсюду не привычная коррупция, а сплошной габитус.
Московский комсомолец