В этой, не так давно обнародованной программе развития МГУ до 2020 года, университету было обещано финансирование в размере 77 млрд. рублей. Университет, в рамках этой программы, обязался увеличить число студентов, обучать больше иностранцев, активно изучать космос и нанотехнологии. Судя по всему, особый статус университета и оказанное ему на самом высоком уровне серьезное внимание должны были обеспечить и финансирование и благоприятный режим для работающих там ученых, но на науке и инновациях просто сэкономили.
На борьбу с последствиями кризиса в 2010 году, по отчетам Правительством РФ, потрачено 324,6 млрд. бюджетных рублей, из которых десятая часть пошла на борьбу с безработицей, а 18 млрд - на поддержку автопрома. При этом на науку и университеты страны денег не хватило. Не были израсходованы 6 миллиардов рублей, выделенных в бюджете на господдержку программ развития МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, национальных исследовательских и федеральных университетов. Эти средства планировалось использовать для привлечения к работе в ведущих российских вузах авторитетных ученых, а также на развитие малого инновационного предпринимательства.
Что касается МГУ имени М. В. Ломоносова, то этот год находящийся в особом статусе университет, имеющий огромное значение для развития всегороссийского общества, встречает в новом качестве - в качестве 'единого юридического лица', в котором ужесточены правила для всех государственных закупок.Изменение правил закупок всего необходимого для научной работы, а также объединение всех подразделений МГУ приведет к самым негативным последствиям, как при проведении научных исследований, так и для педагогического процесса. МГУ - уникальный для России вуз, численность его студентов составляет около 40 тыс. человек. И если небольшие академические институты или университеты способны функционировать в формате единого юридического лица, то для МГУ и его центральной бухгалтерии такой формат почти невозможен. Требование централизации закупок огромного университета за счет создания одного юридического лица в условиях действия закона о госзакупках, безусловно, больно ударит по ученым, особенно работающим в небольших лабораториях и имеющих мелкие разношерстные гранты типа РФФИ.
У сотрудников МГУ создается впечатление, что никто в университете себе не представляет и соответственно не может объяснить руководителям подразделений, каким образом будут производиться эти закупки и сколько времени будет необходимо, чтобы эти закупки осуществлять. В настоящее время у факультетов и институтов отсутствуют реквизиты, без которых невозможно подать гранты, например, на конкурс РФФИ. Теперь подразделения МГУ лишены возможности самостоятельно претендовать на лоты Минобрнауки, так как условием министерских конкурсов является 'один лот - одно юридическое лицо - одна заявка'. Очевидно, число выигранных лотов при условии подачи одной заявки от МГУ будет меньше, а следовательно, и денег на развитие науки и поддержку молодых ученых, аспирантов и студентов МГУ тоже будет меньше. Так что, скорее всего значительная часть из 77 млрд. рублей до университета так и не дойдет.