Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msunews.ru/news/3538/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 04:56:06 2016
Кодировка: Windows-1251
MsuNews.Ru | Новости МГУ | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова представил свои разработки на авиасалоне МАКС-2015
Поиск по МГУ | Лента новостей | В картинках | Работа | Форум | MsuWiki | Карты | Ссылки | Партнеры | О проекте
Новости
Университет
Работа
Поступление
Наука
Интернет
Происшествия
Космос
Спорт
Строительство

Факультеты
Институты
Подразделения
Филиалы

MsuWiki
Университет
Работа
Поступление
Учеба
Студенты
Выпускники
Наука
Конференции
Культура
Спорт
Интернет

Факультеты
Институты
Центры
Филиалы


Наука

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова представил свои разработки на авиасалоне МАКС-2015. На фото Владимир Радченко, заместитель директора НИИЯФ МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта «CanSat» в России.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова представил свои разработки на авиасалоне МАКС-2015. На фото Владимир Радченко, заместитель директора НИИЯФ МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта «CanSat» в России.
Фото с сайта: www.facebook.com
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова представил свои разработки на авиасалоне МАКС-2015
03.09.15 20:08 | MsuNews.Ru

В подмосковном Жуковском закончился очередной салон МАКС. О разработках, которые представил на авиасалоне Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова рассказал журнал «Наука и жизнь». В первые годы эта выставка была местом встречи исключительно профессионалов из области авиационных и космических технологий. Но последнее время авиасалон привлекает все больше простых граждан, которые приходят на территорию летно-исследовательского института им. М.М. Громова посмотреть на то, чем живет и дышит аэрокосмическая отрасль. Конечно же, гвоздем любых таких мероприятий служат полеты летчиков и пилотажных групп – увидеть воочию, на что способны асы и современные самолеты. Однако кроме рокота реактивных двигателей и фигур высшего пилотажа на авиасалоне можно было посмотреть и другие интересные вещи, например экспозицию Nauka 0+ Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Университетская наука разместилась в отдельном павильоне, где ее можно было посмотреть, потрогать и пообщаться непосредственно с самими исследователями. На выставке экспериментаторы представили свои проекты, начиная от макетов и идей и заканчивая полноценными разработками, часть из которых посетители могли самостоятельно испытать. Например, симулятор полетов на дельтаплане, который сделали на мехмате МГУ. В факультетской лаборатории математического обеспечения имитационных динамических систем разрабатывают тренажеры и системы виртуальной реальности. Как это работает? Человека закрепляют в горизонтальном положении, имитируя, что как будто он находится в реальном дельтаплане, а на голову надевается шлем виртуальной реальности. Датчики положения дают возможность «управлять» дельтапланом, в то время как трехмерная картинка в шлеме создает иллюзии реального полета. Коллектив лаборатории самостоятельно разрабатывал как программное обеспечение, так и непосредственно шлем, добившись лучшего качества изображения, чем в серийных образцах.

Для чего нужна такая система, кроме как для виртуальных полетов ради развлечения? Системы, в которых имитируется управление техникой или транспортом, могут помочь в обучении пилотов, водителей или других операторов сложных механизмов, сэкономив средства и время на обучение. Но что не менее важно, так это возможность изучать поведение и реакцию человека, попавшего, например, в экстремальную ситуацию. Чем глубже погружение в виртуальный мир, тем в большей степени мозг человека считает полученные им сигналы настоящими. Один из авторов проекта Виктор Чертополохов рассказал, как они пригласили реального пилота протестировать их систему – насколько она соответствует действительности. А компьютерная программа, управляющая комплексом, сделана так, что по истечении определенного времени управление отключается и уже после этого человек может снимать шлем. Получилось, что программа неожиданно для пилота лишила его связи с органами управления, и у него, как у человека, который чувствует машину на уровне рефлексов и знает, к чему приводит отказ управления, произошел настоящий выброс адреналина. В этом состоит другое важное направление таких систем: они могут показать, как человек будет себя вести в нестандартной ситуации или научить его не терять контроль над собой.

С этой тематикой тесно связана научная группа N-future, которую представлял Вячеслав Лебедев с факультета психологии МГУ. Научно-исследовательский коллектив занимается разработкой принципов биоуправления и нейроинтерфейсов, на основе которых можно напрямую связать мозг человека и технические устройства. Для этого вовсе не нужно вживлять в голову или спинной мозг электроды, как рисуют в фантастических фильмах. Достаточно всего лишь надеть специальный шлем, который будет считывать электрические импульсы, точь-в-точь как при энцефалографии. Программа, анализируя импульсы, может определить ваш уровень концентрации и превратить их в сигнал для управления каким-нибудь устройством, например рукой-манипулятором. Но это не единственное направление исследований.

Другая интересная задача – это изучение нейрообратной связи. Что это такое? Мозг способен влиять на многие физиологические процессы в нашем теле, например, сконцентрировавшись на тепле, можно добиться реального притока крови к конечностям, или изменения сердцебиения. Однако чтобы добиться такого уровня контроля, нужны длительные тренировки, существенно сократить которые может нейрообратная связь. Она состоит в том, что специальные датчики считывают сигналы мозга и физиологические параметры, представляя их человеку в наглядном виде, например в виде какого-нибудь образа на экране монитора. Определенное состояние мозга соответствует определенным паттернам электрических сигналов, поэтому человек может практически посмотреть на то, что сейчас происходит в его голове. И попытаться это изменить, наблюдая в реальном времени за этим процессом. Оказывается, что мозг намного быстрее обучается самоконтролю, если видит перед собой такой наглядный нейро-фидбек.

На выставке была не только виртуальная реальность, но и самая настоящая, сделанная из металла и пластика, например, проекты Воздушно-инженерной школы, созданной при НИИЯФ МГУ, подготовленные для CanSat – международных соревнований, в которых участники конструируют самодельные зонды и запускают их в атмосферу на высоту до 30 километров, используя твердотопливные ракеты или аэростаты. Суть в том, что сам зонд должен быть размером не больше консервной банки: 66 мм в диаметре и 115 мм в высоту, а вес не должен превышать 350 грамм. Поэтому и проект называется CanSat – от английских слов Can (банка) и Satellite (спутник), хотя это, конечно, не настоящие спутники, ни один из них никогда еще не покидал атмосферу Земли. Но даже в таком маленьком объеме в зонд помещают простые измерительные приборы, а юные конструкторы должны научиться программировать микроконтроллеры, освоить радиопередачу данных и придумать надежную инженерную конструкцию для своего «спутника».

Сам же НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ представил макет действующего источника излучения на базе линейного ускорителя электронов с тормозной мишенью. Идея состоит в том, чтобы сделать компактный источник гамма-излучения для дефектоскопии или таможенного контроля. Например, чтобы узнать, нет ли в стальной конструкции внутренних трещин или не перевозится ли в контейнере запрещенный груз, объект надо «просветить» насквозь, точь-в-точь как в рентгеновском кабинете. Лучи, прошедшие даже сквозь такой плотный материал как металл, будут нести в себе информацию о его внутренней структуре.

В заключение можно сказать, что Наука 0+ оказалась крайне познавательной и интересной, охватив самые различные сферы, от школьных проектов до промышленных установок и от фундаментальных исследований до прикладных разработок. Немалое число посетителей павильона показало, что людям интересны научные разработки, а у юных гостей выставки может появиться еще один стимул связать свое будущее с наукой или инженерным искусством.



Новости раздела

На космодроме «Восточный» прошли испытания аппаратуры научного спутника МГУ «Михайло Ломоносов»
02.04.16 13:49 | MsuNews.Ru
Испытания модуля научной аппаратуры спутника «Ломоносов», а также солнечных батарей аппарата успешно прошли на космодроме Восточный, сообщает РИА Новости со ссылкой на информацию, полученную в пятницу от АО «Корпорация ВНИИЭМ». «Электрические испытания модуля научной аппаратуры…

В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова разработали новый метод прогнозирования поведения грунтов во время горных выработок
25.03.16 12:57 | MsuNews.Ru
Ученые Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова разработали новый математический метод в прогнозировании поведения грунтов во время горных выработок, который может повысить точность прогнозов поведения руды во время горных работ на рудниках и снизить…

Ученые МГУ имени М.В. Ломоносова установили причины неважной игры российских футболистов
25.03.16 12:31 | MsuNews.Ru
Ученые Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова провели научные исследования целью которых является установить причины неважной игры российских футболистов. Как сообщает издание «Московский комсомолец» исследование включало в себя задания на внимательность…



Rambler's Top100
 
© 2003−2011 MsuNews.Ru – Новости МГУ
© 2003−2011 Разработка и дизайн – MMForce.Net
О проекте | Обратная связь | Разместить рекламу
Условия использования | Экспорт новостей (RSS)