Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.msunews.ru/news/3111/
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 03:55:40 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
Поиск по МГУ | Лента новостей | В картинках | Работа | Форум | MsuWiki | Карты | Ссылки | Партнеры | О проекте
|
Новости
Университет Работа Поступление Наука Интернет Происшествия Космос Спорт Строительство Факультеты Институты Подразделения Филиалы
MsuWiki
Университет Работа Поступление Учеба Студенты Выпускники Наука Конференции Культура Спорт Интернет Факультеты Институты Центры Филиалы |
Университет
Декан юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова рассказал, как воспитать современного юриста 19.04.13 13:14 | MsuNews.Ru
Юридический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова внедряет новые программы и переходит на подготовку интегрированных магистров. Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Голиченков рассказал в интервью «Российской газете», как воспитать современного юриста. На юридическом факультете МГУ сейчас проходят выборы декана. Он будет избран Ученым советом под руководством ректора МГУ Виктора Садовничего в апреле текущего года. Александр Константинович! Зачем менять сложившуюся систему обучения юристов? Вас что-то не устраивает в нынешней системе подготовки юридических кадров? Александр Голиченков: Неоправданно велико количество вузов, готовящих юристов (зачастую – якобы готовящих). Сейчас их примерно 1200. Для них для всех попросту квалифицированных преподавателей не хватает. Тут истоки проблемы качества юридического образования. Каждый организм, в том числе и социальный, старается воспроизвести самого себя. Лучшие вузы делают это на высоком уровне, худшие – на том, на котором могут. Тут появляется еще одна проблема – качества подготовки юридических научных и педагогических кадров, научных юридических исследований. Есть и тема ведомственных вузов: нельзя «зацикливать» вузовскую подготовку кадров для той или иной отрасли только в вузах этой отрасли. Так ведь и до «ведомственной гемофилии» недалеко. То есть, по-вашему, нужна своеобразная чистка рядов? А как определить, качественный вуз или нет? Ассоциация юристов России (АЮР) для этого проводит общественно-профессиональную аккредитацию юридических вузов? Юрфак МГУ участвует в этом? Александр Голиченков: Чистка нужна. Общественная аккредитация АЮР – один из ее инструментов. Она осуществляется по результатам обследования вуза, проводимого экспертами АЮР на основании определенных показателей и критериев (в настоящее время их 40), в том числе по направлениям: качество организации и обеспечения образовательного процесса, научная деятельность, материально-техническая, информационная, кадровая обеспеченность и пр. Пока аккредитовано 104 вуза. Юрфак, конечно же, в этом участвует: его профессора и преподаватели являются членами соответствующих комиссий АЮР, экспертами. Не могу не отметить, что юридический факультет МГУ первым прошел такую аккредитацию и получил свидетельство под N 1. А как еще определить, качественный вуз или нет? Рейтинги в этом помогают? Александр Голиченков: Конечно. Для любого вуза престижно быть в первых строках рейтингов. Но с одной оговоркой: если можно доверять организации, которая эти рейтинги составляет. Опять же, на чем основаны рейтинги? Нас все время критикуют, что мы занимаем не самые высокие места в основных мировых рейтингах (в этом году МГУ занял 50-ю строчку в репутационном рейтинге TIMES, который составлен влиятельным в мире образования приложением газеты – Times Higher Education при участии информационной группы Thomson Reuters). Однако в прошлом году команда юрфака МГУ выиграла престижный англоязычный конкурс (Всемирный конкурс по международному праву имени Филипа Джессопа. – Прим. ред.), а в этом году наша же команда дебютантов завоевала в нем 10-е место. Если по этому критерию судить, то мы уже два года подряд в первой десятке! С 2011 года юридический факультет МГУ работает по собственным образовательным стандартам. В чем смысл подготовки интегрированных магистров? Александр Голиченков: Была б моя воля, я бы никогда не перешел на двухступенчатую систему. Все-таки мы неплохо готовили по специалитету. В отличие от всех других вузов, мы нашли выход из этой ситуации и сделали стандарт интегрированного магистра. Обучение – шестилетнее. Предусмотрены специальные профили. Это своеобразный компромисс, попытка не потерять часы по специализации из-за внедрения системы «бакалавр-магистр». Каждый студент движется по своей образовательной траектории, выбирает те дисциплины, которые ему нужны в соответствии с профилем. Такой подход предполагает современное обеспечение, например, в рамках проекта «электронного университета», включая электронное расписание групп, которые, кроме как на данном занятии, нигде больше не соберутся, а также учебно-методические электронные комплексы, которые включают в себя программы интерактивного обучения. Это все звенья одной цепи. Юрфак постоянно наращивает внебюджетные программы, а работодатели финансово участвуют в подготовке студентов? Александр Голиченков: Этот вопрос не такой простой, как кажется. Исторически целевая и фундаментальная подготовка в классических университетах не совсем друг с другом стыкуются. Но мы прекрасно понимаем, что сейчас потенциальный работодатель не хочет тратить время и собственные деньги на доводку специалиста. Мы пытаемся найти какие-то рычаги решения проблемы, не теряя фундаментальности образования. Например, чтобы подготовить кадры для конкретных потребителей, допустим, прокуратуры или наркоконтроля, нужно не только осуществлять целевой набор, но и целевую подготовку студентов: привлекать работников этой системы к составлению учебных программ и чтению спецкурсов, в этих структурах должна проходить практика. Такие процессы начались в Московском университете и не только на юрфаке. Например, университет заключил договор со Следственным комитетом РФ о подготовке на базе Высшей школы государственного аудита МГУ следователей финансовой направленности. Рынок уже сложился, и наших выпускников с большим удовольствием берут в корпорации и юридические фирмы, в том числе зарубежные. А выпускников какого-то другого вуза лучше принимают на работу в муниципалитеты. Но нам бы хотелось, чтобы процент наших выпускников, желающих работать в госорганах власти, был больше, чем сейчас – 17%. Расскажите о плане развития факультета в связи с переездом в новый корпус. Александр Голиченков: Новый корпус – не конец многолетней работы, а начало реализации специального плана развития факультета. В его основе – четыре амбициозных проекта: «Электронный университет», о котором я уже говорил, «Ситуационный центр правовых инициатив», «Криминалистический центр», «Социальная среда». Последний – весьма интересен. Он предполагает системный подход к становлению в процессе обучения личности юриста, формированию его гражданской позиции, отношения к университету, его традициям, закону, государству, обществу, гражданам. Тот, кто вышел из стен юрфака, должен знать, что смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления определяют права и свободы человека и гражданина, именно их должно обеспечивать правосудие. Но это, скорее, вопросы профессиональной этики… Александр Голиченков: В том числе. Но это еще и вопрос о том, где начинается и заканчивается юридическое образование. Сейчас, наверное, лишь безразличный человек не задает себе вопрос: что происходит вокруг? Почему возможно возбуждение уголовного дела ни о чем и ни про что? Почему решить вопрос с чиновником зачастую можно, только если заплатил деньги? Начинать формирование правовой культуры в вузе поздновато. Начинать нужно в школе. Я твердо уверен, что если праву там не учат – это первый шаг в никуда. Человек, который не знает своих прав, а также своих и чужих обязанностей – благодатный объект злоупотреблений. В рамках подготовки к празднованию 20-летия Конституции России мы хотим провести съезд и организовать Ассоциацию школьных учителей по праву. В перспективе – добиться того, чтобы на вступительных экзаменах на юридические факультеты спрашивали не абстрактное обществознание, а именно право. Ведь важно знать не только, как воспитать юриста, но и из кого. Посмотрите: купить юр адрес на сайте urbizness.ru. Новости раздела
Завкафедрой журфака МГУ имени М.В. Ломоносова прокомментировал рекомендации президента России публиковать сведения о доходах журналистов
03.04.16 10:57 | MsuNews.Ru Владимир Путин порекомендовал журналистам раскрывать сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. Завкафедрой журфака Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова прокомментировал рекомендации президента России.
У ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктора Антоновича Садовничего - День рождения
03.04.16 10:17 | MsuNews.Ru Ректору Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктору Антоновичу Садовничему исполнилось 77 лет. Информационно-новостной портал «Новости МГУ имени М.В. Ломоносова» поздравляет Виктора Антоновича с Днем рождения и желает ему крепкого здоровья…
В МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось учредительное собрание детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
02.04.16 13:34 | MsuNews.Ru В МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось учредительное собрание, посвященное формированию «Российского движения школьников», на котором был выбран глава движения. Им стал космонавт, Герой России и отец четырех детей Сергей Рязанский… |
|
||
|
|