Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msu.ru/news/official/2012/doklad20120319.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 04:06:01 2016
Кодировка: UTF-8
Университеты и глобальные вызовы современности
19
Календарь конференций
  • 28 марта – 18 мая

    Весенняя сессия студенческого конкурса ?Битва умов-2016?

  • 29 марта – 1 июля

    Российская академия наук объявила конкурс 2016 года на соискание медалей с премиями для молодых ученых и студентов вузов России.

  • 11 – 16 апреля

    Универсиада ?Ломоносов? по иностранным языкам

  • 13 – 15 апреля

    Специализированная конференция ?Карьерные и миграционные траектории выпускников ведущих вузов России?

  • 13 – 15 апреля

    Международный молодежный конкурс инновационных проектов и стартапов ?Потенциал будущего?

  • 1 декабря – 17 апреля

    Универсиада ?Ломоносов? по менеджменту и международному бизнесу

  • 1 февраля – 23 апреля

    Универсиада ?Ломоносов? по современным проблемам биологии 2015/2016

  • 22 декабря – 30 апреля

    Универсиада ?Ломоносов? по журналистике

  • 28 марта – 18 мая

    Весенняя сессия студенческого конкурса ?Битва умов-2016?

  • 24 мая

    Всероссийская научная конференция ?Управление социальными изменениями в нестабильных условиях?

  • 29 марта – 1 июля

    Российская академия наук объявила конкурс 2016 года на соискание медалей с премиями для молодых ученых и студентов вузов России.

  • 28 – 29 ноября

    Международная научная конференция ?Словенский язык, литература и культура в славянском и европейском контексте?

Все конференции
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
Тестирование иностранных граждан в МГУ
Общеуниверситетские проекты и мероприятия
Мероприятия для школьников и учителей
Программы поддержки талантливой молодежи

Университеты и глобальные вызовы современности

Доклад ректора МГУ имени М.В.Ломоносова академика В.А. Садовничего
на III Форуме ректоров России и Японии.
Япония, Сэндай, 19 марта 2012 года

Глубокоуважаемые участники и гости форума! Дорогие друзья!

В России мало известна интересная, относительно новая традиция страны восходящего солнца: каждый год выбирать главное слово, вернее, иероглиф ? символ года. Символ прошедшего года ? КИДЗУНА. Это можно перевести как ?родственные узы, родственная связь?. Мне кажется, это сильнее многих аргументов свидетельствует о том, что такое японский характер, особенно в период страшных испытаний. КИДЗУНА. Что, в конечном счете, может быть важнее этого для человека в современном мире, особенно когда все более значительную роль в нем играют факторы технологического порядка?

Я не случайно решил начать с этого свой доклад. Ведь на сегодняшний день динамика развития общества такова, что глобальный человеческий ресурс ? ключевое понятие нашего форума ? может стать всего лишь элементом глобального технологического ресурса, если мы забудем о его собственно человеческом измерении, о духовном и душевном содержании ? то есть, в том числе, и о том, что по-японски называется КИДЗУНА.

Тема конференции мне не просто близка ? делу университетского образования, работе с молодым поколением я посвятил всю свою жизнь, считая, что это одно из самых достойных занятий на земле. Поэтому я рад возможности поделиться с коллегами на таком авторитетном форуме своими мыслями об актуальных проблемах, которые стоят перед университетами сегодня.

За свою более чем тысячелетнюю историю университеты стали не просто неотъемлемой частью государства и общества, но и ключевым фактором развития. Их роль продолжает возрастать, особенно в современных условиях небывалой научно-технологической гонки, едва ли не ежедневно заявляющей о себе все более высокотехнологичными новинками.

Образовательные системы всего мира сейчас претерпевают существенные изменения. Происходит пересмотр традиционной, так называемой гумбольдтовской модели классического университета, основанной на неразрывной связи преподавания с научными исследованиями. По последним международным классификациям сфера образования отнесена к разряду услуг. А знание, соответственно, расценивается как товар, приобретаемый за деньги.

Нельзя строить университетское образование на рыночных принципах. Чтобы приобрести знания, недостаточно заплатить за обучение. Знания становятся настоящей ?собственностью? только в результате серьезной самостоятельной работы того, кто учится, его умственного труда.

Главная опасность происходящих изменений в университетском образовании ? утрата его фундаментальности, его научной составляющей, смещение акцентов со стратегической подготовки специалистов, способных к самостоятельному интеллектуальному творчеству, на удовлетворение сиюминутных конкретных потребностей рынка труда.

В условиях мирового кризиса фундаментальность образования актуальна вдвойне: молодым специалистам она позволяет быстрее и успешнее ориентироваться в непростой экономической обстановке, а экономике в целом ? готовить квалифицированные кадры, необходимые при смене технологических укладов, сопровождающей кризис.

Российская высшая школа всегда уделяла этому приоритетное внимание. Научная глубина и системность преподавания всегда были сильной стороной образования в нашей стране, и мы стремимся это сохранить.

Хочу особо подчеркнуть, что при коммерциализации образования упускается из виду одно обстоятельство первостепенной значимости, а именно то, что образование ? это важнейшая часть культуры общества, как в глобальном, цивилизационном масштабе, так и в национально-историческом. А ведь чем интенсивнее научно-технологическая гонка, тем больше риск технократического наступления на культуру, вытеснения вечных человеческих ценностей сиюминутными прагматическими потребностями. Явный дисбаланс между естественными и гуманитарными науками в пользу первых, причем в их приоритетно технологическом виде ? это не только неравномерное распределение интеллектуального ресурса, это ? угроза для человеческого измерения нашей жизни, для культурного состояния современного общества.

С горечью и беспокойством приходится признать, что оборотной стороной ускоренного технологического развития, его, если можно так выразиться, ?моральными издержками?, является столь же быстрое падение уровня культуры и морально-нравственных ценностей в обществе. Это ? одно из последствий глобальной прагматическо-технократической доминанты современного общества ? своего рода глобальный гуманитарный кризис.

Некоторые футурологи вообще пугают человечество так называемой ?технологической сингулярностью?. Что это такое? В определенный, гипотетический момент технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным человеческому пониманию. Это может быть связано с созданием искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграцией человека с вычислительными устройствами. Может произойти значительное скачкообразное увеличение возможностей человеческого мозга за счет биотехнологий. Развитие человечества может окончательно выйти из-под контроля и стать опасным. Конечно, это спорная теория, которая, тем не менее, подтверждает наличие серьезного гуманитарного кризиса.

 

Профессионалы университетского сообщества понимают, что в этих условиях на университетах лежит особая ответственность. Мы должны обеспечить преемственность культурного развития, то есть сохранить и передать будущим поколениям не только знания, интеллектуальное богатство, преумножив его, но и духовное наследие, морально-нравственные ценности и традиции.

Человек как самое совершенное творение природы, как высшая ценность мира всегда должен быть в центре внимания и ученых, и педагогов, и государственных мужей.

Мы в Московском университете недавно создали Институт человека, в котором объединили усилия ученых самых разных специальностей, как естественных, так и гуманитарных: биологов, медиков, математиков, психологов, антропологов, филологов. Междисциплинарность ? главный принцип научных проектов, которые реализуются в рамках этого института.

В результате комплексных исследований, проведенных в области объективного восприятия тактильного ощущения, созданы хирургические инструменты ? механорецепторы ? для осуществления тактильной диагностики при эндоскопических операциях. Этот медицинский прибор, не имеющий аналогов в мире, успешно прошел клинические испытания и получил высокую оценку специалистов. Недавно в Московском университете прошла международная конференция ?Механорецепторная диагностика и тактильная трансляция?, в рамках которой был открыт Российско-японский инновационный центр.

 

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в последние годы в мире становится все больше очагов напряженности и рисков разного масштаба: я имею в виду и военные действия в разных странах, и международный терроризм, и мировой финансовый кризис, и многие социальные проблемы.

На первый план сейчас выступают действительно глобальные и без преувеличения жизненно важные проблемы, для решения которых необходимо объединение усилий всего мирового сообщества. Это и катастрофическое загрязнение окружающей среды, и сокращение биоразнообразия, и глобальные климатические изменения, и неравномерное распределение ресурсов, при котором на смену войнам за углеводороды могут прийти войны за пресную воду; и распространение новых штаммов вирусов, чреватое вспышками эпидемий.

Последние годы характеризуются неуклонным ростом числа природных и техногенных катастроф с большими человеческими жертвами и экономическим ущербом. На первом месте по числу жертв из всех катастроф ? землетрясения.

Может быть, было бы правильно создать глобальный консорциум ученых и специалистов-волонтеров для оказания интеллектуальной помощи в предотвращении и ликвидации последствий таких катастроф или чрезвычайных ситуаций по всему миру. Он может быть организован современно, как социальная гуманитарная сеть. Мы с ведущими японскими учеными могли бы выступить инициаторами, а через некоторое время ?мировой сетевой мозг? мог бы помогать всем странам, попавшим в серьезную беду. Это был бы общественный вклад ученых в построение будущего гуманного мира.

 

Анализ природных и техногенных катастроф показывает, что рост их общего количества и ущерба связан с рядом глобальных процессов в природной, социальной и техногенной сферах.

Глобализация, рост численности населения, высокие темпы урбанизации, открытие новых технологий и новых материалов приводят к появлению новых угроз, ставших следствием воздействия человека на окружающую среду. Все эти относительно недавно обозначившиеся проблемы глобального характера требуют специального изучения именно с позиций глобалистики. В этой связи хочу сказать, что в Московском университете недавно открыт новый факультет ? факультет глобальных процессов. Это ? первый подобный факультет в мире.

 

Всеобщность рисков и кризисов становится неотъемлемым элементом развития любой природной и общественной системы. Современные концепции кризисов трактуют их как момент смены программы в развитии систем, непременную предпосылку и условие качественного скачка.

Я ? математик, и тема математического моделирования глобальных процессов не могла не привлечь моего внимания. Этими проблемами я занимаюсь в рамках Института математического моделирования сложных систем, который мы создавали в Московском университете вместе с нобелевским лауреатом Ильей Романовичем Пригожиным.

Математические модели глобального мира имеют свою историю. В начале 70-х годов по предложению Римского клуба Джей Форрестер построил модель мирового развития (Он назвал свою работу ?Мировая динамика?) при потреблении как главном приоритете развития и указал на возможные ограничения такого развития. Д. Форрестер показал, что эти ограничения связаны с ростом населения, с объемом возобновляемых ресурсов в природе, с загрязнением окружающей среды, и, конечно, со способностью сельского хозяйства прокормить мир. Его модель ? это система нелинейных уравнений с пятью переменными. Д. Форрестер нашел решения этих уравнений и предсказал возможные ограничения и возможные кризисы для человечества.

Проект Д. Медоуза завершил исследование Д. Форрестера, но и он вызвал критику, потому что не подходил для работы с региональной мировой моделью.

Эту тему продолжили М. Месарович и Э. Пестель, которые поняли, что при моделировании глобальной экономики необходимо учитывать региональные особенности. В их концепции ?органического роста? каждый регион мира должен выполнять свою функцию, подобно клетке живого организма.

Советские ученые тоже активно подключились к решению данной проблемы. Я бы отметил здесь работы академика Д.М. Гвишиани. Его доклад ?На пороге третьего тысячелетия? вызвал большой интерес.

Академик Н.Н. Моисеев предложил модель ?ядерной зимы?, в которую он, как выдающийся математик, включил уравнения Навье-Стокса, уравнения газовой динамики. Он не только моделировал глобальные переменные, но и устанавливал точные связи соответствующих физических процессов. Модель Моисеева сыграла важную роль, благодаря ей человечество осознало угрозу ядерной войны.

Разумеется, ни одна из моделей не была оптимальной, адекватной реальному положению дел. Почему? В отличие от чисто математических задач построения уравнений для поиска решений, в моделировании экономики, различных глобальных процессов очень много значат параметры, их соотношение. Обязательно надо учитывать, что было в ретроспективе, уметь находить эти соотношения и параметры. Мы называем это структурированием.

Еще один важный момент: не принимались во внимание так называемые кондратьевские циклы, или ?волны?. Николай Дмитриевич Кондратьев ? выдающийся русский экономист ХХ века. Он прогнозировал продолжительность одного технологического уклада в 25-30 лет и стабильное технологическое развитие в пределах такого цикла. Его имя было забыто, потому что его учение противоречило социалистической плановой экономике. Поэтому ?волны? Кондратьева были знакомы немногим экономистам.

Цикл Кодратьева начинается с фазы восстановления после фазы депрессии и завершается кризисом с последующей депрессией.

Сейчас мы живем в 5-ом цикле (он продлится примерно до 2017 года). После 2005 года ? понижение, спад; с 2009 года, по модели Кондратьева, начинается депрессия, ну а затем ? энергетический, продовольственный, валютный кризис. Так видел цикличность развития экономист Н.Д. Кондратьев.

Вообще основой любого прогноза является прогноз численности населения ? это основа жизни человечества. В одном из первых прогнозов формула численности населения имела в знаменателе такое отношение: t–2025. Поэтому если t = 2025 году, то число жителей на Земле будет равно бесконечности.

В модели народонаселения С.П. Капицы этот прогноз подкорректирован. Капица ввел сглаживающие параметры: типовую продолжительность жизни 45 лет (это принятые параметры), подвел это под знаменатель и сделал прогноз народонаселения до 2020-2050 годов.

Мы предложили усовершенствовать эту модель. Полагаем, что в ней должна быть некоторая рецессия, т. е. запаздывание: экспоненциальный множитель ? это запаздывание, связанное с тем вредом, который человек наносит природе, своим условиям жизни, сельскому хозяйству; это обязательно должно быть отражено в прогнозе народонаселения. Это основа нашей модели. Поэтому мы вводим коэффициенты запаздывания. Например, репродуктивная способность. Нельзя прогнозировать рост численности, начиная с детского возраста: репродуктивная способность человека начинается с 20-22 лет. Есть также запаздывание с внедрением базовых технологий, запаздывание реакции биосферы на антропогенную нагрузку.

С.П. Капица прогнозирует рост населения до 2020-2100 годов с населением в  10 млрд. Мы прогнозируем, с запаздыванием, о котором я говорил, два сценария при разных параметрах; но оба они выходят на численность населения к 2100 году примерно в 5,2 млрд.

А теперь сравним прогнозы по численности населения Индии и Китая. Китай сознательно ограничивает рост численности, то есть управляет процессом. Поэтому численность Китая стабилизируется к 2100 году и составит 1,3-1,4 млрд жителей. В Индии, наоборот, по нашим прогнозам, может произойти взрывной рост населения, до 2-2,3 млрд жителей. Но здесь может сработать то запаздывание, о котором я говорил, и тогда численность населения Индии может упасть (я, конечно, желаю Индии благополучия, но это наши прогнозы): примерно 800 тыс. жителей.

Сравним с прогнозами ООН. По Индии и Китаю они совпадают с нашими. А прогнозы по численности населения мира совпадают с прогнозами С.П. Капицы (10 млрд жителей).

Теперь ? о прогнозировании мировых кризисов. Есть уравнение из области механики: ускоряющиеся лог-периодические колебания накладываются на взрывной возрастающий тренд, описываемый степенной функцией с сингулярностью в конечный момент времени. Такие колебания наблюдаются в ситуациях, ведущих к катастрофам, и служат их предвестниками, позволяя предсказывать события. Так было с колебаниями индекса Доу-Джонса накануне финансового краха 1929 года, или, например, с изменениями концентрации ионов в подземных водах перед разрушительным землетрясением в Кобе в 1995 году.

Используя уравнение с такими параметрами, как цены на такие высоколиквидные товары, как нефть и золото, мы показали, что взрывной рост цен на эти товары является предвестником глубоких циклических кризисов в мировой экономике и предложили алгоритм расчета критического времени, то есть времени наступления кризиса.

Ясно, что за взрывным ростом цен последует обрыв. Как это можно предсказать? Мы изучаем периодические колебания вокруг тренда. Как только они асимптотически ложатся на тренд, значит это начало кризиса. В 2010 году мы сказали, что кризис по золоту будет 3 августа 2011 года. Кризис произошел 4 августа 2011 года.

Для расчета наших прогнозов мы используем уникальные супервычислительные мощности Московского университета. МГУ ? единственный в мире университет, который соревнуется с национальными центрами США, Германии, Японии, Китая. Пиковая производительность нашего суперкомпьютера ? 1,7 петафлопс. И мы уже выступили с экзафлопной инициативой.

 

Московский университет уже более сорока лет связан с японскими университетами отношениями дружбы и сотрудничества. Среди наших партнеров 19 японских университетов. Всего заключено 39 договоров о сотрудничестве разного уровня. За эти годы стажировки в японских университетах прошли сотни студентов и аспирантов МГУ, не меньше японских учащихся мы приняли в Московском университете.

Главное условие сотрудничества ? взаимопонимание. А оно невозможно без хорошего знания и понимания друг друга. Японский язык преподается в пятидесяти вузах и двадцати средних школах России. В Московском университете ? сильная школа японоведов. У нас изучают не только японский язык, но и историю, экономику, культуру Японии. Среди наших преподавателей ? первоклассные специалисты, некоторые из них удостоены японских наград.

Ассоциация преподавателей японского языка, созданная на базе МГУ, активно помогает в преподавании японского языка в школах и вузах России.

Все знают, что один из ключевых элементов японской культуры ? чай. Более пятнадцати лет назад в Московском университете была открыта Чайная комната, спроектированная архитекторами главы чайного дома ?Урасенке? ? уникальное сооружение, не имеющее аналогов в России. Здесь проводятся занятия по искусству чайной церемонии и японской каллиграфии.

В Московском университете уже много лет осваивают секреты японских единоборств, которые стали для многих наших юношей и девушек не просто любимым видом спорта, но и способом приобщения к японской культуре.

На бейсбольном стадионе, подаренном Университетом Токай, регулярно проводятся международные турниры студенческих команд из многих стран мира.

Наше сотрудничество с Японией активизировалось после заключения договора с Университетом Тохоку. На Втором форуме в Москве был открыт Российско-японский центр, который не только занимается контактами двух университетов ? МГУ и Тохоку, в том числе в области научных обменов и совместного руководства аспирантами, но и координирует взаимодействие японских и российских университетов в рамках инициативы ?Глобал?30?. Подписаны новые соглашения о сотрудничестве между российскими и японскими вузами.

Когда год назад в Японии произошло это крупнейшее в ее истории стихийное бедствие, Московский университет сразу откликнулся на эту беду и внес свой посильный вклад в дело помощи японскому народу.

Коллектив университета выразил глубокие соболезнования семьям погибших. Слова поддержки были направлены в японские университеты-партнеры. Мы предложили им принять дополнительно студентов на обучение в наш университет и приняли 40 японских студентов.

Московский университет внес также денежное пожертвование в фонд поддержки пострадавших в Японии.

В университете прошла встреча российских и японских студентов ? встреча солидарности и поддержки. В Императорском зале Московского университета состоялся благотворительный концерт в помощь пострадавшим от стихийных бедствиях в Японии.

 

Глубокоуважаемые коллеги! Друзья!

Каждый приезд в вашу страну, каждая встреча с японскими коллегами очень важны для меня. Я придаю этому особое значение еще и потому, что удостоен высокой награды ? Ордена Восходящего солнца с золотыми и серебряными лучами. Большая честь, оказанная мне императором, наполняет меня чувством гордости и придает мне еще больше сил для новых дел во имя укрепления дружбы между нашими народами.

В мае 2010 года в ходе встречи губернаторов России и Японии, высокие гости, посетившие Московский университет, заложили недалеко от высотного здания МГУ Аллею российско?японской дружбы ? посадили пятьдесят саженцев сакуры как символ нашего общего стремления к сотрудничеству и взаимопониманию.

Японская сакура прижилась в России. Это хороший знак. И я снова хотел бы вспомнить замечательные строки японского поэта: ?Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету?.

У нас в России до цветения вишни еще далеко. В Японии сакура зацветает раньше. Но мне хочется верить, что мы друг другу братья в любое время года.