Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msu.ru/news/umo_rossii_v_mgu.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 09:48:03 2016
Кодировка: UTF-8
УМО России в МГУ
8
Календарь конференций
  • 11 марта – 27 апреля

    Универсиада ?Ломоносов? по государственному управлению

  • 28 марта – 18 мая

    Весенняя сессия студенческого конкурса ?Битва умов-2016?

  • 29 марта – 1 июля

    Российская академия наук объявила конкурс 2016 года на соискание медалей с премиями для молодых ученых и студентов вузов России.

  • 28 марта – 18 мая

    Весенняя сессия студенческого конкурса ?Битва умов-2016?

  • 23 – 26 мая

    III Международный научный симпозиум ?Славянские языки и культуры в современном мире?

  • 16 – 18 июня

    Международная научная конференция Актуальные проблемы теории уравнений в частных производных, посвященная памяти академика А. В. Бицадзе

  • 29 марта – 1 июля

    Российская академия наук объявила конкурс 2016 года на соискание медалей с премиями для молодых ученых и студентов вузов России.

  • 28 – 29 ноября

    Международная научная конференция ?Словенский язык, литература и культура в славянском и европейском контексте?

Все конференции
?Университет без границ?
Программы поддержки талантливой молодежи
Наука в МГУ

Общеуниверситетские проекты и мероприятия
Олимпиады школьников и универсиады в МГУ
02/11/2005

УМО России в МГУ

Совместное заседание Ассоциации классических университетов России и президиума Совета УМО вузов России по классическому университетскому образованию состоялось на седьмом этаже Интеллектуального центра в зале Ученого совета 21 октября 2005 г. Среди основных вопросов, стоявших на повестке дня, были содержание современного классического университетского образования, а также презентации новых вузов для включения их в Ассоциацию.

Открыл совместное заседание ректор Московского государственного университета академик В. А. Садовничий. Он начал свою речь с выражения обеспокоенности, определив настоящее время как время угроз классическому университетскому образованию. Неслучайная постановка вопроса обоснована тем, что в эту сферу сегодня вторглись силы, люди и тенденции, которые не в полной мере отражают и понимают задачи классического университетского образования. В своей речи Виктор Антонович еще раз изложил свою точку зрения на этот вопрос. В подготовку любого университетского специалиста входит целый ряд фундаментальных дисциплин. Так, например, в основе всех естественных программ лежит большой цикл математики, физики, химии, биологии и наук о Земле. Подобная ситуация сложилась и в гуманитарном образовании. Фундаментальные циклы никогда не сокращаются, т. к. они являются центральным аспектом образовательного процесса. Второй частью университетского образования являются спецкурсы. В любом университете, который обладает большими научными школами, ведется огромное число специальных семинаров. Порой их бывает даже больше, чем основных фундаментальных циклов.

Теперь же появились новые веяния и тенденции, такие, как заказы работодателей на то, что и как учить. Это, с точки зрения Виктора Антоновича, является стратегической ошибкой. Интересны позиция и предложения работодателей в том, кто им нужен, а образованием специалистов должны заниматься вузы как профессионалы. С другой стороны, в последнее время делается попытка приобщить классическое университетское образование к современным процессам и стандартам. Конечно, удобно, чтобы диплом признавался везде. Но посмотрите, что за этим стоит! Ни одно уважающее себя университетское образовательное учреждение не будет приравнивать свой диплом к диплому специалиста, подготовленного по неизвестной программе малоизвестного вуза. Необходимо не усреднять образование, а готовить высококвалифицированных специалистов, которые соответствуют и фундаментальности образования, и новейшим тенденциям.

В современных преобразованиях сейчас существует однообразный подход ко всем новшествам. Т. е. если вводится что-то новое, то везде и сразу. А необходимо проведение эксперимента, планомерность развития любого процесса. В попытке управления такой сложной многопараметрической системой, как образование, нельзя оперировать всего лишь одним параметром. В качестве примера Виктор Антонович привел переход на двухуровневую систему ?бакалавр+магистр?. Вторая ступень в последнее время зачастую становится платной. Таким образом, большинство современной молодежи вынуждено будет ограничиться только лишь одной ступенью, общая планка образования снизится до четырехлетнего бакалавриата.

Сейчас ведутся разработки стандартов и программ. Резюмируя свой доклад, В. А. Садовничий призвал всех участников заседания принять активное участие в их создании, т. к. классические университеты смогут это сделать лучше, чем кто-либо.

Следующим взял слово вице-президент РАН, академик В. В. Козлов. С его точки зрения, реформы образования и программы модернизации науки будут удачны, только если они идут снизу, а не диктуются сверху. Подход Академии наук в этом вопросе заключается в решении сосредоточиться на важных для науки и образования проблемах, таких, как подготовка молодых специалистов, повышение заработной платы научных сотрудников. Сумма, названная министром образования и науки, по подсчетам Академии наук, несмотря на все усилия, никак не получится к 2008 году. Кроме того, ведется работа по укрупнению некоторых научных институтов, которые объединяются с более крупными. Валерий Васильевич рассказал о ближайших планах Академии наук по сокращению научных ставок на 20% для того, чтобы, во-первых, уменьшить нагрузку на бюджет, во-вторых, активировать работу в инновационной сфере и по хоздоговорам.

В части законодательной базы по науке и образованию РАН хочет получить возможность быть учредителем или соучредителем вузов. Здесь речь идет о совместной работе по образованию магистров, аспирантов, докторантов.

В. В. Козлов также остановился на весьма насущном вопросе качества школьных учебников. На Академию наук была возложена обязанность проверить научное содержание учебников, что и было сделано совместно с некоторыми университетами. Статистика говорит сама за себя. Из 100 учебников, которые они просмотрели, только 30% не имеют серьезных нареканий. Однако есть и такие, которые вызывают вопросы о том, как они вообще получили гриф ?учебник?. В связи с этим в рамках Ассоциации классических университетов России необходимо также внимательно рассмотреть эту проблему применительно к высшей школе.

Еще одно яркое выступление на совместном заседании Ассоциации классических университетов России и президиума Совета УМО вузов России по классическому университетскому образованию прозвучало от заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Е. Н. Геворкян. Она рассказала о грядущих изменениях в этой службе, а также о контроле качества образования. В ходе последней внеочередной проверки в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областей было выявлено, что в 50% филиалов существуют серьезные нарушения лицензионных нормативов и государственных стандартов. В таких заведениях чаще всего преподается юриспруденция, управление и менеджмент. Среди наиболее частых проблем ? перебор числа студентов, нехватка штатных преподавателей, несоблюдение процентного соотношения сотрудников с учеными степенями.

На прошедшем заседании также прозвучали выступления представителей университетов и членов Совета. Ассоциация классических университетов расширила собственную географию, приняв в свои ряды семнадцать новых членов.

Ольга Конотоп