Учебный план факультета искусств составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению подготовки 532000 "Изящные искусства", утвержденным 15 марта 2004 г. Степень ( квалификация) выпускника - Бакалавр изящных искусств. Срок обучения по программе бакалавриата - 4 года.
Согласно учебному плану факультет осуществляет подготовку бакалавров как синтез классического университетского образования в области теории и истории искусств и воспитания творческих специалистов в сфере искусства (по видам). Обучение строится как сочетание общетеоретических курсов и курсов специализации с обучением в классах творческого мастерства.
По программе бакалавриата график учебного процесса включает 208 недель , из которых: теоретическое обучение - 132 недели, экзаменационные сессии - 22 недели, учебные практики - 8 недель, ГЭК и ГАК - 6 недель, каникулы - 40 недель.
По программе магистратуры график учебного процесса включает 104 недели , из которых: Теоретическое обучение - 52 недели, Экзаменационная сессия - 9 недель, Производственная (творческая) практика - 18 недель, ГЭК и ГАК - 7 недель. Каникулы - 18 недель.
Учебный план состоит из пяти основных блоков:
гуманитарные и социально-экономические дисциплины в объеме 1800 часов (подготовка бакалавров), 68 часов (подготовка магистров);
общие математические и естественно-научные дисциплины в объеме 550 часов (подготовка бакалавров), 64 часа (подготовка магистров);
общепрофессиональные дисциплины в объеме 3000 часов (подготовка бакалавров), 1260 часов (подготовка магистров);
специальные дисциплины в объеме 2516 часов (подготовка бакалавров), 624 часа (подготовка магистров);
факультативные дисциплины в объеме 450 часов - военная подготовка (для бакалавров).
Сумма часов по всем дисциплинам составляет 10332 часа, из которых: подготовка бакалавров - 7866 часов(8316 с военной подготовкой), подготовка магистров - 2016 часов.
Недельная нагрузка для бакалавров не превышает в среднем 29,3 часа (без физкультуры и факультативов); для магистров - 21,3 часа.
Планом предусмотрены следующие виды практик: для бакалавров - учебно-ознакомительная (2 и 4 сем.) и профессиональная (6 сем.); для магистров - производственная (творческая) в 8, 10 и 12 семестрах.
С 1 по 8 семестр бакалавры сдают 27 экзаменов и 60 зачетов.
С 9 по 11 семестр магистры сдают 8 экзаменов и 12 зачетов.
Студенты готовят курсовые работы , начиная с I курса; бакалавры представляют 3 курсовых работы. В 8-ом семестре бакалавры готовят итоговую квалификационную работу бакалавра . Магистры представляют 1 курсовую работу; в 12 семестре магистры защищают магистерскую диссертацию .
Планом предусмотрены следующие государственные экзамены: Семиотика и общая теория искусства - 8 сем.; Общая теория искусства - 12 сем.
Содержательная характеристика учебного плана. Изучение дисциплин, входящих в блоки общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных дисциплин направлено на формирование у студента широких научных взглядов в контексте проблем развития современного общества. Более того, оно имеет целью углубленную подготовку студента в изучении специальных дисциплин и дисциплин специализации. Изучение дисциплин блока общепрофессиональной подготовки имеет целью дать студентам фундаментальную подготовку в области интегративного искусствознания и общей теории искусства. Особенности этой части плана состоят в следующем. В него введены дисциплины, позволяющие, во-первых, осмыслить творческий процесс как часть общей истории культуры и искусства и, во-вторых, усвоить особенности каждого вида искусства в его междисциплинарных и межпредметных смысловых связях.
Цикл дисциплин семиотики: Основы семиотики, Семиотика неприкладных искусств (музыка, хореография и изобразительные искусства) , Семиотика прикладных искусств (архитектура, дизайн, костюм и мода) , Семиотика словесных искусств (курсы теории языка, общей поэтики, компьютерной лексикографии, истории русской и зарубежной литератур).
Цикл дисциплин “Интегративное искусствознание” с включением курсов: История русского и зарубежного изобразительного искусства, История русского и зарубежного музыкального искусства, История русского и зарубежного театрального искусства, история русского и зарубежного танцевального искусства.
Обобщающий курс “Общая теория искусства”, с включением курсов: “Общая теория и философия искусства”, “Теория знаковых ансамблей”.
Введены дисциплины, знакомящие с институтами сохранения произведений искусств: Музейное дело; История музеев России и крупнейших музеев мира.
Введены дисциплины, развивающие навыки оценки произведений искусств и готовящие к экспертно-консультативной деятельности: История и практика художественной критики (по видам искусств), Экспертая оценка произведений искусства, Арт-менеджмент.
Новым является преподавание двух иностранных языков, что на сегодня - необходимость не только для творческого общения, но и для развития культуры личности студента. Студенты 1 и 2 курсов изучают латинский язык.
Для достижения целей, определенных в концепции факультета, введены различные виды практик: музейно-ознакомительная, музейно-краеведческая, творческая, производственная, а также выездные практические занятия и семинары в музеях Москвы и Подмосковья, в Петербургском Эрмитаже и Русском музее; в музеях Новгорода, Пскова и др. городов. Ряд экзаменов и зачетов проводится непосредственно в этих музеях, в виду шедевров русской и зарубежной художественной культуры.
Блок специальных дисциплин предусматривает организацию творческих мастерских и "мастер-классов" крупных деятелей различных видов искусства, чтобы во всей полноте и широте знакомить студентов с лучшими достижениями русского и зарубежного искусства. Освоение специальных дисциплин организуется по мастерским: актерского мастерства, академичекого пения, сольного исполнительства, живописи.
Такая организация учебного процесса является новой, поскольку она позволяет: строить преподавание как творческое общение студентов с разными художниками, скульпторами, актерами, режиссерами, певцами, исполнителями, композиторами, поэтами и другими деятелями искусства; не замыкаться на творческой системе, вкусах и личных пристрастиях одного руководителя курса или мастерской (как это сейчас принято в "профильных" вузах); сочетать фундаментальное освоение теоретических и общепрофессиональных дисциплин и творческое освоение дисциплин специализации.
Характеристика выпускника. Выпускник факультета должен обладать целостным видением мира, понимать закономерности и формы его отражения в искусстве, владеть базовыми навыками создания произведений искусства (по видам), проводить их критический анализ, вести экспертно-консультационную деятельность в области искусства.
Выпускник факультета может в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с фундаментальной теоретической и практичесской профессиональной подготовкой. Профессиональная деятельность выпускника осуществляется в преподавательской, культурно-просветительской и творческой сферах и, в зависимости от избранной сферы, направлена на исследование общественно значимых фактов культуры, анализ закономерностей развития искусства и особенностей его функционирования в современном обществе, а также на создание произведений искусства (по видам).