Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msu.ru/jubilee/art/hist.htm
Дата изменения: Wed Sep 29 13:14:19 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:15:56 2012
Кодировка: Windows-1251
Факультет искусств
 

 

 

 

 

Художественное образование в Гимназии разночинцев .

В 1755 г. при Московском университете были созданы и функционировали до пожара 1812 г. две гимназии - 'дворянская и разночинская: в первой должны были образоваться дети потомственных и личных дворян, в другой же Гимназии дети канцелярских служащих, священно- и церковно-служительские, солдатские, купеческие, мещанские, и всяких других свободных званий люди, кроме крепостных:' [1: 5-6]. Гимназия разночинцев служила преимущественно цели обучаться 'наукам, принадлежащим к художеству... Число таких учеников, которые определены были для художеств, 2-го Июля 1757 года было 24. Они учились петь у Дуни, рисовать у Стенглина, инструментальной музыке у Клима Яновского, механическим искусствам у Шульца' [2: 39]; будущие художники учились в классе Дюбуле [2: 51]. Из разночинцев, учившихся в Гимназии, лучшие 'назначались для того, чтобы поступить в художники по части различных искусств. Здесь должно было образоваться и актерам. Из этой Гимназии вышли знаменитый архитектор Баженов, и после известный актер Плавильщиков' [2: 28]. 25 мая 1759 г. итальянский анрепренер Д.-Б. Локателли заключает договор с Университетом; набрано 18 человек, из них 2 актера [3]. Немногим ранее, 29 января 1759 г. 'в открывшемся в Москве Российском театре вместе с актерами итальянской комической оперы Д.-Б. Локателли в спектаклях участвовали студенты университета' [4: 39]. В 1760 г. из 30 студентов университета 4 назначили себя для театра [2: 60]; сверх общей численности в 100 учеников Гимназии '18 учеников из разночинцев составляли труппу Московского театра и содержимы были на иждивении Локателли, который заведовал Русским театром и Итальянской оперой. Из этих 18-ти десятеро должны были учиться музыке вокальной и инструментальной, двое театральной живописи и шестеро танцам. Университет имел таким образом средства для своего домашнего театра, которым иногда угощал своих посетителей. Так например, 28 апреля 1760 года, в день своего акта, Университет пригласил знатных особ и дворянство в Оперный дом на Итальянскую интермедию' [2: 60]. Позднее в репертуар университетских театральных представлений входили произведения русских авторов; так, известно, что на возобновленном в 1777 г. университетском театре 25 апреля студенты представляли трагедию Сумарокова Синав и Трувор и комедию Нечаянное возвращение . Представления, сопровождавшие торжественные акты Московского университета, проходили и 23 января 1778 г. [2: 207] .

'Зимой, особенно на святках, во время вакации, театр составлял общее удовольствие студентов и гимназистов. Домашний театр Университета имел полный запас кулис и гардероба: О святках или на масляную давали обыкновенно два, три представления, с своею музыкою. Женские роли исполнялись обыкновенно учениками [гимназии разночинцев - А.Л.]. Пиесы были комедии: Недоросль , Скупой, Так и должно ; оперы: Мельник Аблесимова, Добрые солдаты Хераскова, Севильский цирюльник . Отличались на Университетском театре Ник. Ник. Сандунов, Вас. Ив. Макаров, Гавр. Гер. Политковский, Ив. Ос. Тимковский, Петр Вас. Злов: По воскресеньям и праздникам случались иногда вечерние танцы или концерты' [2: 277].

'Искусства рисования и музыки распределялись каждое на два класса' [1: 11]. Известно, что учитель 2-го класса по немецкой школе Гимназии Михельсон учил и рисовать [1: 6]. Велись классы танца и фехтования, а также класс архитектуры. 'Из класса Архитектуры приготовлялись планы с фасадами и профилями, перспективы, чертежи архитектурных украшений; а из классов рисования также готовились разные рисунки, деланные акварелью, гуашем, пастелью, а более всего карандашами' [1: 22]. 'Экзамен из искусств: музыки, танцования и фехтования производился в одно время и походил на празднество, к которому приезжали семейства профессоров, учителей, студенческих и ученических родственников, родственниц и знакомых. Он открывался обыкновенно увертюрою, либо симфониею, которую играли ученики нижних музыкальных классов на скрипках, флейтах; затем некоторые студенты и ученики из вышних музыкальных классов играли концерты на скрипке и на флейте с аккомпанированием общего оркестра. После был экзамен фехтовальный: Потом были танцы, при которых учениками классов музыкальных игрались польские, кадрили, экосезы, котильоны, манимаска, вальсы и т.п. Наконец, певчие певали разные духовные сочинения, иногда даже и с музыкою' [1: 22-23].

 

1 . Страхов П.Ил. Краткая история Академической гимназии, бывшей при Императорском Московском университете. М.: Изд-во Московск. ун-та, 2000 (репринт). 2 . Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1998 (репринт). 3 . Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М.: Искусство, 1988. 4 . Ф.Г.Волков и русский театр его времени / Сб. документов.М., 1953.

А.П. Лободанов

 

Художественные классы Московского университета .

Художественные классы Московского университета - основа художественного образования в России второй пол. XVIII в. - в исторической перспективе представляют собой прообраз созданного в нач. XXI в. факультета искусств Московского университета. Созданию художественных классов предшествовало открытие при университете театральной школы, в которой обучались 22 человека; в 1756 г. открывается университетский публичный театр, руководителем которого становится писатель Михаил Матвеевич Херасков [1: 39]. Художественные классы Москоовского университета открылись 2 июня 1757 г. в Гимназии разночинцев [см.], и уже 27 июня 1757 г. в газете ' Московские ведомости ' (? 51) помещается объявление о приглашении актеров в университетский театр: 'Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию Московского Императорского университета' [2: 16]. 29 января 1759 г. 'в открывшемся в Москве Российском театре вместе с актерами итальянской комической оперы Д.-Б. Локателли в спектаклях участвовали студенты университета' [3: 22].

Из художественных классов Московского университета выросла Академия трех знатнейших художеств, высшая художественная школа России. Инициатором создания Академии художеств был куратор университета И.И.Шувалов. 'Зачатая по мысли Шувалова, который хотел науки водворить в отечестве вместе с искусствами, Академия первоначально была отраслью Университета' [4: 39]. 23 октября 1757 г. Шувалов представил в Сенат Доношение об учреждении Академии художеств , в котором говорилось, что 'можно некоторое число взять способных из Университета учеников, которые уже и определены учиться языкам и наукам, принадлежащим к художеству: ими можно скоро доброе начало и успех видеть' [4: 39]. 6 ноября 1757 г. воспоследовал Указ Имп. Елисаветы Петровны об учреждении Академии трех знатнейших художеств. Местопребыванием ее был определен Петербург, но до 1764 г. Академия находилась в ведении Московского университета [3: 21]. Первым президентом Академии стал И.И. Шувалов. В январе 1758 г. ученики художественного класса были переведены в Академию художеств [5, т. I : 312]. 'Класс Дюбуле, в котором учились будущие художники, был переведен вместе с учителем в Петербург, где зачиналась тогда уже Академия Художеств:' [4: 51]. 4 ноября 1764 г. Академия художеств была выделена из ведения Московского университета в самостоятельное учебное заведение [5, т. II : 301].

'В октябре 1763 г. на торжественном собрании А.т.з.х. за успехи, достигнутые в области мозаичного искусства, Ломоносов был избран ее почетным членом' [6: 15].

1 . Ф.Г.Волков и русский театр его времени / Сб. документов.М., 1953. 2 . Дворин С.М., Оленин А.Б. Художественная жизнь Московского университета. М., 1958. 3 . Летопись Московского университета 1755-1979. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1979. 4 . Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755-1855. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1998 (репринт). 5 . Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII в. Т. I - II . М., 1960. 6 . Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П.Карпеев. СПб.: Наука, 1999.

А.П. Лободанов

 

 

 

© Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Факультет искусств