|
|
|
|
Московский университет в течение 250 лет
своего существования является национальным центром, генерировавшим
фундаментальные идеи науки, просвещения и гуманизма. Одной из
основополагающих идей являлось определение места и роли человека в системе
взаимоотношений природы и общества, начиная с ранних этапов появления на
Земле предков современного человека, формирования индивидуальных и
групповых характерных признаков и особенностей с учетом влияния
биологических особенностей человека на психические, этнические,
исторические аспекты существования человечества. |
|
|
|
|
Такое комплексное изучение биосоциальной
сущности человека более 150 лет тому назад привело к формированию новой
науки - антропологии. Важнейшая роль в становлении российской
антропологической школы принадлежит выдающимся деятелям отечественной
науки, профессорам Московского университета - Анатолию Петровичу Богданову
и Дмитрию Николаевичу Анучину. В
70-80-е гг. XIX столетия были проведены Национальные, а фактически
Всемирные выставки, где были представлены последние научные открытия в области антропологи, этнографии и
археологии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В начале 90-х годов Институт антропологии
МГУ пережил сложный период в своей истории. Недостаточное финансирование,
связанное с этим полное отсутствие антропологических экспедиций, отсутствие
хоздоговорных исследований потребовало от коллектива коренной перестройки в
своей деятельности. Акцент был сделан на поиск новых источников
финансирования, основными из которых являются гранты РФФИ и РГНФ, Минвуз.
Эти и другие источники позволили существенно улучшить научное обеспечение
новой техникой и оборудованием. В настоящее время исследования ведутся по
нескольким научным направлениям, включая самые современные (экологическая
антропология, популяционная и эволюционная генетика). |
|
|
|
|
Значительно активизировалась
преподавательская и
музейно-пропагандистская деятельность. Этому способствовала подвижническая
деятельность коллектива Института, сумевшего подготовить экспозицию по
расовому и культурному разнообразию человечества в новом музейном зале.
Сотрудники Института также преподают антропологию на ряде факультетов МГУ и
других вузов Москвы. Все это внушает оптимизм за судьбу Института и
антропологии в Московском университете и стране в целом. Он подкрепляется
постоянно растущим интересом к нашей науке, что способствует притоку
молодых антропологов в наши ряды. |
|
|
|
|
ГЕРАНТРОПОЛОГИЯ - исследование особенностей
старения современного населения |
|
В НИИ антропологии МГУ разработана оригинальная
методика прижизненной оценки уровня старения костной системы (OSSEO для
костей кисти), позволяющая выявить возрастные изменения кости на уровне
индивидуума (биологический возраст) и на уровне популяции (возрастной
остеоморфный статус). |
|
Обследовано более 100 современных популяций на
территории России, стран СНГ и в регионах дальнего зарубежья - более 15000
лиц обоего пола в возрасте 19 - 100 лет. Прилагаемая карта-схема дает
представление о возрастной динамике (процесс старения) в обследованных
регионах в трехуровневом масштабе - ускоренное, среднее и замедленное
старение. |
|
|
|
|
АУКСОЛОГИЯ - изучение роста и развития детей. |
|
|
|
|
|
|
Расоведение и этническая антропология - изучение
биологического единства и
разнообразия человечества в современных популяциях. |
|
|
|
|
Палеоантропология - изучение древних популяций,
их происхождения и формирования. |
|
|
|
Демографические и гендерные исследования |
|
|
|
|
|
|
1. Использование индивидуальных и групповых
особенностей человека в промышленном производстве. |
|
|
|
|
2. Использование индивидуальных и групповых
особенностей человека в медицине, педагогике и спорте. |
|
|
|
|
периодическое издание 'Вопросы антропологии'
выходит уже более 100 лет. |
|
|
|
Конференции, проведенные в стенах МГУ. |
|
|
|
Участие в международных конференциях: НИИ и
Музей антропологии - активный член EAA - Европейской Антропологической
Ассоциации. |
|
|
|
|
|
|
Сотрудники Института преподают антропологию на
ряде факультетов МГУ и других вузов Москвы. |
|
|
|
Издание учебников. |
|
|
|
|
|
|
Социально- демографические исследования. |
|
|
|
Экологические исследования. |
|
|
|
Методические исследования |
|
|
|
|
Создан новый зал, посвященный расам и культуре народов мира. |
|
|