1
|
- Дмитрий Чопорняк.
- Создание многоуровневой электронной документации, доступной на
бесплатной основе самым широким слоям населения, является ключевым
фактором для развития науки, техники и образования (подробнее об этом см. мою персональную
страницу на сайте президента - http://medvedev.viperson.ru/wind.php?ID=425629).
- В данном докладе обсуждается одна из конкретных задач, лежащая в
русле этой общей проблемы -
разработка системы компьютерных пособий для атомного и ядерного
практикумов физического факультета МГУ.
|
2
|
- История вопроса. В процессе эксплуатации лабораторных
установок наш практикум столкнулся с проблемой, хорошо знакомой коллегам из других
учебных заведений - необходимостью модернизации значительной части
оборудования. Для ее решения была проведена разработка комплекса
аппаратуры, позволяющей обрабатывать экспериментальные данные в
различных классах задач: одних - требующих высокой точности, других -
большой скорости ввода
информации, третьих - нуждающихся
в системе технического зрения, а
также специфических задачах ядерной спектроскопии. Создаваемая
аппаратура обеспечивалась поддержкой разработанного нами матобеспечения
и средствами электронной документации с описанием соответствующих
теоретических и экспериментальных разделов тех задач, в которых она
использовалась.
|
3
|
- В качестве примера опишем кратко функциональные возможности одной из
этих систем
- Для автоматизации сбора и обработки информации, получаемой в ходе
спектроскопических исследований, был разработан модуль на основе ПЗС-линейки фирмы Тошиба. Измерительная система обладает высокой световой
чувствительностью и низким значением темнового тока. С целью увеличения чувствительности при
сохранении высокой разрешающей способности базовая измерительная ячейка
имеет прямоугольную форму с размерами 8 на 200 микрон. Общее
количество ячеек - 3694, из которых 45, расположенные по краям
рабочей зоны, могут быть использованы для целей калибровки. Минимальное
время переноса информации из данного массива ячеек составляет 2,5
миллисекунды.
|
4
|
- На рисунке справа показан пример графика, полученный на подобной аппаратуре в задаче по изучению свойств лазерного
излучения в атомном практикуме.
Программная оболочка имеет как общий, так и индивидуальный для каждой
задачи инструментарий, что
позволяет управлять ходом эксперимента и сохранять в базе данных как его
результаты, так и все установки параметров, сделанные пользователем, а
также внесенные им
коментарии. Она
обеспечивает интерфейс к другим графическим пакетам - Mathcad, Origin и
т.д.
- Описываемая программа позволяет выходить на конкретные разделы
встроенной технической документации с мультимедийной поддержкой.
|
5
|
- Следующий рисунок иллюстрирует использование унифицированной оболочки в задаче 19 ядерного
практикума, когда программа отображает на дисплее в реальном времени динамику
распада изотопа HF181. Данные регистрируются с высоким
временным разрешением программно-аппаратной схемой совпадений,
разработанной в НИИЯФ МГУ.
- Первичную сортировку и обработку экспериментальных данных схемы
совпадений выполняет установленный на плате сигнальный процессор. Это
позволило реализовать в созданном
комплексе уникальные возможности, не доступные, например, при
использовании стандартного пакета 3D-графики Mathcad.
|
6
|
- Необходимо создать комплект электронных обучающих пособий, главным
отличием которых от подавляющего большинства существующих будет
многоуровневость и полнота
изложения материала.
- В разрабатываемом тексте нигде не
должны встречаться фразы 'как нетрудно видеть...', 'как легко
рассчитать...' и тому подобные
выражения без ссылок на соответствующий подраздел. И если для книги
ограниченного объема подобные фразы
могут быть вполне оправданы, электронному пособию с механизмом
гиперссылок, гиперграфики и других мультимедийных средств они, на наш
взгляд, противопоказаны
категорически.
- Содержимое описываемого в пособии вопроса может отображаться любыми
способами: простые тексты, тексты
с анимацией, учебные фильмы,
тестирующие программы. При
этом главное, чтобы использование этих технических средств не становилось самоцелью и
противоречило поставленной задаче - улучшению качества и ускорению подготовки
специалиста.
- Создаваемые пособия должны образовывать систему, удовлетворяющую
требованиям определенных стандартов, действующих на первой стадии хотя
бы в пределах рассматриваемой
тематики.
|
7
|
- Необходимо создание условий, при которых в МГУ могла бы сформироваться
широкая группа лиц работающих в данном направлении, интенсивно
овладевающих современными технологиями
и обменивающимися ими друг с другом. В противном случае решение данной задачи
останется уделом слабо связанных
между собой малочисленных групп и одиночек.
- Следует разработать систему стимулов
и критериев для оценки эффективности электронных учебных пособий
создаваемых преподавателями и сотрудниками МГУ. При этом не следует забывать и о роли
административного ресурса - если
у учащегося не будет реальной возможности выбора методики освоения того или
иного раздела учебной программы,
критерии оценки качества учебника по количеству прочитавших,
посетивших соответствующий сайт и т.д.
потеряют смысл.
- Было бы весьма полезно, чтобы в разработках подобного типа принимали активное участие
студенты и аспиранты - деятельность по созданию учебных пособий для вуза
должна быть приравнена к научной, которой она по сути дела и является.
Частично такая деятельность среди студентов уже началась, как сообщил
один из участников дискуссии. Требуется соответствующая система
поощрений и механизм контроля.
|