Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msu.ru/bioetika/doc/sec/judin.doc
Дата изменения: Thu May 21 15:53:43 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 17:24:25 2012
Кодировка: koi8-r

ЭТИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ В РОССИИ:
ПРОБЛЕМЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ, СТАТУСА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Юдин Б.Г., член-корр. РАН, д. филос. н., проф.
Москва, Институт философии РАН

Появление и широкое распространение в современной биомедицине
этических комитетов стало одним из важнейших аспектов институционализации
биоэтики, т.е. создания таких социальных структур и механизмов, которые
обеспечивают выявление и согласование действующих в этой сфере
разнонаправленных интересов. Такая институционализация оказывается
необходимой постольку, поскольку в сферу современной биомедицины вовлечены
разные стороны, каждая из которых обладает своими собственными интересами,
причем нередко интересы этих сторон могут расходиться достаточно резко,
вплоть до возникновения напряженностей и даже конфликтных ситуаций. Важно
отметить при этом, что такого рода конфликтные ситуации возникают не
вследствие злого умысла, недобросовестности и т.п. какой-либо из сторон
(хотя, разумеется, в конкретных случаях эти причины конфликтов вовсе не
исключаются), а из-за вполне объективного расхождения интересов.
Ближайший пример - взаимоотношения того, кто проводит биомедицинское
исследование, с одной стороны, и того, кто участвует в нем в качестве
испытуемого - с другой. В подавляющем большинстве проводимых сегодня
биомедицинских исследований (в так называемых терапевтических
исследованиях) испытуемым оказывается пациент, страдающий тем или иным
заболеванием, и, соответственно, мотивом его участия в исследовании
является надежда получить новое, предположительно более эффективное, чем
все существующие, средство диагностики, терапии, профилактики и т.п. Что
касается исследователя, то его институциональный интерес заключается в
получении нового знания, и история биомедицинских исследований хранит
немало случаев, когда в ходе реализации этого интереса испытуемым
причинялся немалый вред [см., напр., 1].
Коль скоро этот конфликт интересов носит объективный характер, то он
имеет тенденцию воспроизводиться в каждой из сходных ситуаций, так что его
просто невозможно преодолеть, заклеймив позицию какой-либо из сторон как
неправильную, отступающую от этических норм. Необходимыми оказываются
институциональные же средства и механизмы его регулирования, позволяющие не
избегать его вовсе, но держать в каких-то приемлемых рамках. Именно в этом
и заключается смысл деятельности этического комитета.
Следует, впрочем, отметить, что упомянутый институциональный конфликт
- лишь один из многих, встречающихся в сфере современной биомедицины и
подлежащих регулированию. Вообще говоря, в ходе бурного прогресса
биомедицинских исследований и технологий такого рода конфликты становятся
все более распространенными. А вследствие этого все больше становится таких
ситуаций, которые предполагают и даже требуют институциональных механизмов
регулирования, согласования разнонаправленных интересов. Соответственно,
создается и множество этических комитетов (иногда их именуют комиссиями),
существенно различающихся по своим целям задачам, функциям, полномочиям,
рабочим процедурам и т.п. Такое положение дел порождает изрядную путаницу,
непонимание того, что можно и чего не следует ожидать от того или иного
этического комитета.
В этой связи хотелось бы поддержать инициативу Отдела этики науки и
технологии ЮНЕСКО, которая озаботилась подготовкой и публикацией серии
руководств, описывающих назначение, принципы организации и функционирования
этических комитетов разных типов (в этих руководствах комитеты именуются
биоэтическими). Всего издано три чрезвычайно информативных руководства [2-
4].
В первом из руководств предлагается своего рода классификация
различных типов комитетов, которая дается по двум основаниям: а) в
соответствии с уровнем, на котором они действуют; б) в соответствии с
решаемыми задачами.
По уровню охвата выделяются: а) национальные комитеты; б) комитеты
регионального уровня; в) местные комитеты, действующие на уровне отдельного
лечебного или исследовательского учреждения. Если говорить о нынешнем
положении дел в России, то можно обнаружить комитеты, действующие на
каждом из этих уровней.
Так, на федеральном уровне существует этический комитет, созданный и
функционирующий под эгидой Росздравнадзора (создан в соответствии с
приказом Росздравнадзора от 17.08.2007 ?2314-Пр/07 «О комитете по этике»
[5]) . Его задачами являются проведение этической экспертизы материалов
клинических исследований лекарственных средств с целью защиты испытуемых,
уточнение этической обоснованности проведения таких исследований и
подготовка заключений об их целесообразности.
Другой пример комитета федерального уровня - Российский комитет по
биоэтике (РКБ) при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Он был образован решением
Общего собрания этой Комиссии 25.04.2007. В круг его задач входит оценка
этических, правовых, научных и социальных проблем, касающихся
исследовательских проектов и связанных с ними технологий, объектом которых
является человек; участие в подготовке и экспертизе законодательных и
нормативных актов РФ в области биоэтики; выявление и анализ новых тенденций
развития биоэтических норм, а также международной практики в этой области,
и др.
Что касается региональных этических комитетов, то они созданы в ряде
регионов РФ. В частности, такой комитет действует в Республике Татарстан на
базе Казанского государственного медуниверситета. Вообще же достоверная
информация о том, в каких именно регионах России существуют биоэтические
комитеты и чем именно каждый из них занимается.
С точки зрения решаемых задач в Руководстве ?1 выделены: а)
комитеты/комиссии/советы по разработке политики и (или) рекомендаций,
действующие на национальном уровне; б) комитеты по биоэтике
профессиональных медицинских ассоциаций; в) комитеты по биоэтике лечебных
учреждений; г) комитеты по биоэтике исследований.
Очевидно, упомянутый ранее РКБ относится первой из этих категорий.
Следует отметить, что такого рода структуры национального уровня существуют
сегодня во многих странах мира, и зачастую их полномочия определяются
законодательно и бывают весьма существенными - это характерно, к примеру,
для таких стран, как Франция и США, где они действуют при президенте
страны. В круг задач этих комитетов обычно входит, в частности, моральная
оценка новых биомедицинских технологий и порождаемых ими социально-
этических проблем и выработка рекомендаций относительно тех новых
возможностей и рисков, которые могут возникнуть при их разработке и
применении. Дело в том, что в современном обществе появление и перспективы
такого рода технологий вызывают острые дискуссии, в которые включаются не
только специалисты, но и широкие слои общества. И в этом случае,
следовательно, мы можем говорить о столкновении конфликтующих интересов
разных социальных групп, например, спонсоров, разработчиков и
производителей генетически модифицированных пищевых продуктов, с одной
стороны, и тех, кто занят в производстве экологически чистых продуктов, - с
другой.
Что касается этических комитетов при профессиональных ассоциациях, то
в России в 90-е годы предпринимались попытки создания таких комитетов при
некоторых ассоциациях, но на сегодня сколько-нибудь существенная информация
об их деятельности попросту отсутствует. Между тем в мире такие
профессиональные ассоциации уделяют этической проблематике самое
пристальное внимание. Наиболее характерный пример - деятельность Всемирной
медицинской ассоциации (ВМА) - международного объединения
неправительственных медицинских ассоциаций. ВМА широко известна во многом
благодаря тому, что именно ею была разработана Хельсинкская декларация
«Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием
человека» [см., напр., 6. с. 381-387]. Декларация, впервые принятая в 1964
г. и с тех пор неоднократно пересматривавшаяся, является наиболее
авторитетным документом в области этики биомедицинских исследований.
Не поучили заметного распространения в России и комитеты по биоэтике,
действующие на уровне отдельных медицинских учреждений. Вот как
определяются цели такого рода комитетов в Руководстве ЮНЕСКО: «1.
Отстаивать принимаемые компетентными пациентами решения - например,
соглашаться или не соглашаться на то или иное лечение, . отстаивать права
пациентов, как компетентных, так и некомпетентных. 2. Защищать от
юридической ответственности медицинские учреждения и тех, кто в них
работает.» [2, с. 39]. Очевидно, и здесь речь идет о деятельности,
направленной на регулирование институциональных напряжений, в данном случае
- возникающих между врачами и пациентами.
В силу ряда обстоятельств наиболее распространенными в России стали
комитеты по этике биомедицинских исследований (их часто именуют
исследовательскими этическими комитетами). Эти комитеты проводят этическую
экспертизу проектов исследований, проводимых с участием человека или
лабораторных животных. Сегодня ни одно биомедицинское исследование не может
быть проведено, коль скоро проект не получил одобрения этического комитета.

Следует отметить, что в мировой практике деятельность именно этих
комитетов наиболее четко и всесторонне регламентирована соответствующими
нормативными документами. В этих документах четко определены требования к
их созданию, численному и профессиональному составу, функциям,
прерогативам, правилам и процедурам их деятельности, порядку ведения
документации и проверки их деятельности, обжалования принимаемых ими
решений и т.д. К сожалению, сегодня никто в России не знает того, сколько
таких комитетов существует, как они работают, насколько подготовлены их
члены в вопросах этики биомедицинских исследований. Есть основания
полагать, что во многих случаях их деятельность ограничивается штамповкой
положительных решений по представляемым проектам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юдин Б.Г. Медицина как антропология: актуальность В. Вересаева /
Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего
тысячелетия. М: Институт человека РАН, 2004. - С.7-20.
2. Руководство ?1 по созданию комитетов по биоэтике. Париж, ЮНЕСКО, 2005.
- 81 с.
3. Руководство ?2. Деятельность комитетов по биоэтике: правила процедуры
и принципы политики. Париж, ЮНЕСКО, 2005. - 80 с.
4. Руководство ?3. Образовательная работа с комитетами по биоэтике.
Париж, ЮНЕСКО, 2007. - 83 с.
5. http://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/files/1218174959.50729-31469.pdf

6. Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. Пер с англ. М:
Гэотар-мед, 2004. - 400 с.