Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/news/1984/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 04:48:02 2016
Кодировка: Windows-1251
MMOnline | Новости | Профильная школа: лирики без физики
MMOnline
 Главная
  Новости
  Обновления
 MMWiki
  Энциклопедия
  Все страницы
 Учеба
  Расписание
  Материалы
  Статьи
  Аспирантура
  Война
  Кафедры
  Преподаватели
 Работа
  Резюме
 Абитуриентам
  Статьи
  Варианты
 Территория
  ГЗ снаружи
  ГЗ изнутри
 Развлечения
  Тексты
  Галерея
  Анекдоты
  Задачки
 Форум
 Download
 Ссылки
Карта сайта Карта сайта
О проекте О проекте
Поиск Поиск

Новости

20.12.02 10:29  Профильная школа: лирики без физики

версия для печати

Сбылось то, о чем не одно поколение подростков только мечтало. С 2004 года в старших классах вводится так называемое профильное обучение.

Вашим гуманитарным детям больше не будут навязывать физику-химию, а будущих эйнштейнов не станут перегружать литературой. Каждый получит возможность сконцентрироваться на том, что сочтет необходимым. По крайней мере, так считают авторы Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая уже утверждена Министерством образования.

Данные социологических исследований доказывают: более 70 процентов сегодняшних старшеклассников к 15 годам знают, по каким предметам они хотели бы заниматься углубленно. Примерно в этом же возрасте большинство старшеклассников уже определяются в выборе будущей профессии. Более 90 процентов школьников идут в старшие классы, намереваясь в дальнейшем поступать в вузы.

Между тем в высшей школе сегодня твердо убеждены, что старшеклассникам необходима дополнительная специализированная подготовка. Тех знаний, которые они получают в средней школе, для поступления в вуз недостаточно. К этому склоняются и сами подростки. Лишь 12 процентов учащихся старших классов считают нынешнее среднее образование приемлемым.

Профильная школа должна исправить ситуацию.

Предполагается, что в ней будут обязательные общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранные языки и физкультура, а также дисциплины естественно-научного и обществоведческого цикла. А набор и уровень изучения предметов ученики станут выбирать в соответствии с профилем школы.

Например, в школе с социально-экономическим профилем будут штудировать историю, право, экономику, а с естественно-научным профилем - физику, химию и биологию.

Организации профильного обучения будет предшествовать предварительная подготовка учеников. У детей выяснят, какими предметами они хотели бы заниматься в старших классах. Несомненно, будут учитываться и пожелания родителей.

По словам одного из авторов Концепции Анатолия ПИНСКОГО, с сентября 2003 года в некоторых школах стартует целенаправленный комплексный эксперимент по "доводке" идеи. С 2004-го начнется переход российских школ на предпрофильное образование в 9-х классах и на профильное в 10-х. Это будет своего рода "первый эшелон" профильного обучения. "Профильное обучение, - говорит Анатолий Пинский, - решает понятную старшеклассникам и родителям двуединую задачу: позволяет усовершенствовать подготовку по избранной научной стезе, качественно готовит к сдаче Единого госэкзамена и, что немаловажно, освобождает от чрезмерной работы над непрофильными предметами".

Чтобы попасть в профильные школы, подросткам придется поучаствовать в отборе. Проводить его по результатам итоговой аттестации девятиклассников будут независимые эксперты. Не менее важными при поступлении в профильную школу окажутся и результаты олимпиад, самостоятельные проекты, творческие работы.

Те же дети, которые в 15 лет так и не определились, могут спокойно продолжать учебу в школе, где и учились, или же в другой универсальной (непрофильной). Видимо, не изменят своей школе с углубленным изучением предметов многие из тех, кто учился в ней с первого класса. Продолжат свою работу и гимназии, колледжи с тем или иным уклоном. Так что появление профильных школ не приведет, как опасаются некоторые, к закрытию всех прочих учебных заведений. Просто с появлением профильной школы выбор для детей станет больше.

Аргументы ЗА
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования N 548 "Царицыно"

Реально профильное обучение существует у нас давно. Вспомним физико-математические школы. Те, кто хотел заниматься языком, литературой, во все времена ходили в кружки при домах пионеров или же на курсы, а то и к репетиторам.

Ребенок, который учится в нынешней школе с углубленным изучением того или иного предмета, начинает по-настоящему осваивать этот предмет с восьмого класса. Но вдобавок - еще и полный набор общих для всех предметов, который для него явно избыточен. Так вот, в профильной школе базис обязательных предметов сокращается, и их остается всего пять. Ученик получает дополнительное время, чтобы заняться тем, к чему у него есть склонности.

К тому же не стоит забывать: сегодня в стране школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов (имею в виду государственные образовательные учреждения) примерно 6 - 7 процентов от общего числа. Ну, а Концепция профильного обучения предполагает, что школ, в которых старшеклассники начнут выбирать для себя предметы по собственному усмотрению, к 2007 году будет примерно половина.

Аргументы ПРОТИВ
Максим ПРАТУСЕВИЧ, заместитель директора Петербургского физико-математического лицея N 239

У меня вызывает недоумение, почему авторы этой идеи считают, что именно в 15 лет старшеклассник точно знает, чем ему заняться в будущем, и выбирает дисциплины, которые в дальнейшем определят его судьбу? В этом возрасте жизненный опыт весьма невелик, и подросток еще не раз может изменить свой взгляд на собственное будущее.

Не стоит, на мой взгляд, сбрасывать со счетов опыт школ с углубленным изучением того или иного предмета, где качественно преподаются и остальные дисциплины, что позволяет, например, выпускникам школ с углубленным изучением иностранного языка успешно поступать в технические вузы.

К тому же сегодня естественные науки играют в обществе решающую роль. И те, кто хочет энергично участвовать в общественной жизни, должны в них достаточно умело разбираться. Вспомним аферу с МММ. Пострадавших от нее было бы гораздо меньше, если бы участвовавшие в этой пирамиде помнили формулу суммы геометрической прогрессии!

Авторы Концепции профильной школы говорят, что ее главная цель - углубленное изучение тех или иных дисциплин. Но посмотрим на разработанный ими примерный план школы естественно-математического профиля. Его авторы предлагают старшеклассникам изучать математику 6 часов в неделю. В сегодняшней же школе с углубленным изучением математики те же старшеклассники штудируют математику 8 часов в неделю. Так в какой школе математику будут знать лучше - в нынешней специальной или в будущей профильной? Кстати, по мнению авторов Концепции, преподавать в профильной школе должны учителя с дипломами бакалавра или магистра. Но где в одночасье взять тысячи таких преподавателей?

Профилировать или нет?

Результаты опросов, проведенных в 37 субъектах Российской Федерации
49,9 процента опрошенных считают, профильная школа не должна прямо ориентировать на поступление в вузы.
97,3 процента - за сохранение непрофильных образовательных школ наряду с появлением профильных.
71,6 процента убеждены, что должна быть разработана прозрачная система приема выпускников основной школы в профильные старшие классы и школы в условиях возможного конкурса.
43, 3 процента сочли, что решение о переходе школы на обучение по тому или иному профилю должно принимать руководство школы.
86,5 процента считают предложенные учебные планы для профильных школ приемлемыми.
78,4 процента убеждены, что педагоги, работающие в профильной школе, должны иметь диплом магистра.
54 процента оценили план ближайших мер Концепции профильного обучения как разумный, но трудный в реализации.


www.mn.ru



Последние обновления

Аспирантура в области Computer science в Порту (Португалия)
14.06.11 01:21 | MMOnline
Applications are accepted to award one PhD research grant (within the scope of ENSURE project), funded by the European Union/ European Commission through

21 июня Магистратура мехмата МГУ проведет День открытых дверей
05.06.11 20:48 | MsuNews
Магистратура механико-математического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова проводит День открытых дверей, на котором буду представлены магистерские программы по

Сбербанк приглашает выпускников технических факультетов МГУ в целевую магистратуру в ГУ-ВШЭ
10.05.11 22:27 | Новости МГУ
Сбербанк России объявляет о начале целевого набора выпускников технических вузов на обучение по магистерской программе. Занятия на программе будут проходить в вечернее время и по субботам. Для


 Темы
 RSS ленты
 Сайт работает с 29.08.2000, Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru and MMForce.Net,
 Правовая информация Обратная связьУчастие в проектеРазместить рекламу
Rambler's Top100 Service