Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mmonline.ru/news/1984/
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Sun Apr 10 04:48:02 2016 Кодировка: Windows-1251 |
|
|
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||
|
Новости
Сбылось то, о чем не одно поколение подростков только мечтало. С 2004 года в старших классах вводится так называемое профильное обучение. Вашим гуманитарным детям больше не будут навязывать физику-химию, а будущих эйнштейнов не станут перегружать литературой. Каждый получит возможность сконцентрироваться на том, что сочтет необходимым. По крайней мере, так считают авторы Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, которая уже утверждена Министерством образования. Данные социологических исследований доказывают: более 70 процентов сегодняшних старшеклассников к 15 годам знают, по каким предметам они хотели бы заниматься углубленно. Примерно в этом же возрасте большинство старшеклассников уже определяются в выборе будущей профессии. Более 90 процентов школьников идут в старшие классы, намереваясь в дальнейшем поступать в вузы. Между тем в высшей школе сегодня твердо убеждены, что старшеклассникам необходима дополнительная специализированная подготовка. Тех знаний, которые они получают в средней школе, для поступления в вуз недостаточно. К этому склоняются и сами подростки. Лишь 12 процентов учащихся старших классов считают нынешнее среднее образование приемлемым. Профильная школа должна исправить ситуацию. Предполагается, что в ней будут обязательные общеобразовательные предметы: математика, история, русский и иностранные языки и физкультура, а также дисциплины естественно-научного и обществоведческого цикла. А набор и уровень изучения предметов ученики станут выбирать в соответствии с профилем школы. Например, в школе с социально-экономическим профилем будут штудировать историю, право, экономику, а с естественно-научным профилем - физику, химию и биологию. Организации профильного обучения будет предшествовать предварительная подготовка учеников. У детей выяснят, какими предметами они хотели бы заниматься в старших классах. Несомненно, будут учитываться и пожелания родителей. По словам одного из авторов Концепции Анатолия ПИНСКОГО, с сентября 2003 года в некоторых школах стартует целенаправленный комплексный эксперимент по "доводке" идеи. С 2004-го начнется переход российских школ на предпрофильное образование в 9-х классах и на профильное в 10-х. Это будет своего рода "первый эшелон" профильного обучения. "Профильное обучение, - говорит Анатолий Пинский, - решает понятную старшеклассникам и родителям двуединую задачу: позволяет усовершенствовать подготовку по избранной научной стезе, качественно готовит к сдаче Единого госэкзамена и, что немаловажно, освобождает от чрезмерной работы над непрофильными предметами". Чтобы попасть в профильные школы, подросткам придется поучаствовать в отборе. Проводить его по результатам итоговой аттестации девятиклассников будут независимые эксперты. Не менее важными при поступлении в профильную школу окажутся и результаты олимпиад, самостоятельные проекты, творческие работы. Те же дети, которые в 15 лет так и не определились, могут спокойно продолжать учебу в школе, где и учились, или же в другой универсальной (непрофильной). Видимо, не изменят своей школе с углубленным изучением предметов многие из тех, кто учился в ней с первого класса. Продолжат свою работу и гимназии, колледжи с тем или иным уклоном. Так что появление профильных школ не приведет, как опасаются некоторые, к закрытию всех прочих учебных заведений. Просто с появлением профильной школы выбор для детей станет больше.
Аргументы ЗА Реально профильное обучение существует у нас давно. Вспомним физико-математические школы. Те, кто хотел заниматься языком, литературой, во все времена ходили в кружки при домах пионеров или же на курсы, а то и к репетиторам. Ребенок, который учится в нынешней школе с углубленным изучением того или иного предмета, начинает по-настоящему осваивать этот предмет с восьмого класса. Но вдобавок - еще и полный набор общих для всех предметов, который для него явно избыточен. Так вот, в профильной школе базис обязательных предметов сокращается, и их остается всего пять. Ученик получает дополнительное время, чтобы заняться тем, к чему у него есть склонности. К тому же не стоит забывать: сегодня в стране школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов (имею в виду государственные образовательные учреждения) примерно 6 - 7 процентов от общего числа. Ну, а Концепция профильного обучения предполагает, что школ, в которых старшеклассники начнут выбирать для себя предметы по собственному усмотрению, к 2007 году будет примерно половина.
Аргументы ПРОТИВ У меня вызывает недоумение, почему авторы этой идеи считают, что именно в 15 лет старшеклассник точно знает, чем ему заняться в будущем, и выбирает дисциплины, которые в дальнейшем определят его судьбу? В этом возрасте жизненный опыт весьма невелик, и подросток еще не раз может изменить свой взгляд на собственное будущее. Не стоит, на мой взгляд, сбрасывать со счетов опыт школ с углубленным изучением того или иного предмета, где качественно преподаются и остальные дисциплины, что позволяет, например, выпускникам школ с углубленным изучением иностранного языка успешно поступать в технические вузы. К тому же сегодня естественные науки играют в обществе решающую роль. И те, кто хочет энергично участвовать в общественной жизни, должны в них достаточно умело разбираться. Вспомним аферу с МММ. Пострадавших от нее было бы гораздо меньше, если бы участвовавшие в этой пирамиде помнили формулу суммы геометрической прогрессии! Авторы Концепции профильной школы говорят, что ее главная цель - углубленное изучение тех или иных дисциплин. Но посмотрим на разработанный ими примерный план школы естественно-математического профиля. Его авторы предлагают старшеклассникам изучать математику 6 часов в неделю. В сегодняшней же школе с углубленным изучением математики те же старшеклассники штудируют математику 8 часов в неделю. Так в какой школе математику будут знать лучше - в нынешней специальной или в будущей профильной? Кстати, по мнению авторов Концепции, преподавать в профильной школе должны учителя с дипломами бакалавра или магистра. Но где в одночасье взять тысячи таких преподавателей? Профилировать или нет?
Результаты опросов, проведенных в 37 субъектах Российской Федерации
Последние обновления
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
Сайт работает с 29.08.2000, Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru and MMForce.Net,
Правовая информация – Обратная связь – Участие в проекте – |
![]() |