20.10.02 10:17 |
Образовательный стандарт нуждается в доработке |
версия для печати
16 октября в Москве на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) прошло первое обсуждение проекта государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного под руководством академиков Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова.
В заседании приняли участие министр образования РФ В. Филиппов, председатель Комитета по науке и образованию Государственной думы А. Шишлов, ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов, ректор МГУ им. Ломоносова В. Садовничий, депутаты Госдумы, ученые, общественные деятели, представители образовательного сообщества.
Чем вызван такой интерес к теме? Дело в том, что за канцелярским термином "госстандарт" на деле стоит очень многое, как для государства, так и для десятков миллионов его граждан. Ведь главная цель введения госстандарта - обеспечение доступа для всех без исключения детей к по-настоящему качественному образованию. Именно государство, причем на законодательном уровне, обязано не только обеспечить большую социальную справедливость, но и создать условия для раскрытия творческого потенциала как педагогов, так и школьников.
Как это ни парадоксально, но именно госстандарт призван открыть новые возможности в использовании новаторских методик преподавания, в работе по радикальному повышению качества учебников, в гарантированном получении школьниками знаний на уровне требований XXI века. Между тем, представленный проект далеко не во всем отвечает этим требованиям.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что в ближайшее время необходимо его доработать и начать реализовывать. Ведь, по словам В.Филиппова, введение обязательных к исполнению стандартов может произойти не ранее, чем через 2-3 года после их одобрения и только при условии полной их обеспеченности. Например, проект предусматривает начало обучения иностранным языкам со 2 класса. Но пока ощущается острая нехватка учителей по этому предмету, особенно преподавателей английского языка.
Еще одним серьезным замечанием, высказанным большинством участников заседания, стало то, что в представленном проекте стандарт отсутствует реальная разгрузка содержания школьного обучения. А ведь по данным обследований, 40% школьников подвергаются постоянному стрессу в школе и дома, так как не могут справиться с программой.
Также существенной недоработкой является чрезмерная регламентация и детализация содержания в ряде предметов. По существу, предложенный стандарт приближается к системе примерных учебных программ, в то время как в идеале он должен быть сугубо рамочным. Коллективом ученых проведена огромная, кропотливая работа. Но специалисты полны решимости ее продолжить. Более того, в обсуждении этого важного вопроса должны принять участие все заинтересованные стороны, включая учителей и родителей.
Очередной раунд дискуссии должен состояться 22 октября на парламентских слушаниях. Скорее всего, уже в ноябре депутатами Госдумы во втором чтении будет рассматриваться законопроект о государственных стандартах общего образования.
www.regions.ru
Последние обновления
|